СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Шахматная доска: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО УРОКА

Объясните, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.

Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым. Очень немногие дети в этом возрасте не знают правую руку. Для них Виктор Гончаров из г. Набережные Челны придумал такое объяснение: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).

Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Шахматная доска: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия.»

Урок 2. Шахматная доска: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль" и др.

В начале урока – повторение пройденного материала. Хоть он и достаточно прост, сделать это необходимо (тем более что кто-то наверняка пропустил первое занятие). Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Раздайте детям шахматные доски, и пусть они сами покажут по два белых и два черных поля. Спросите, какая форма у шахматного поля; у шахматной доски.

 

НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО УРОКА

Объясните, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.

Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым. Очень немногие дети в этом возрасте не знают правую руку. Для них Виктор Гончаров из г. Набережные Челны придумал такое объяснение: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).

Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.

Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором 3-4 раза проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Очень хорошо, если у вас есть вырезанный из картона шаблон горизонтали.

Если у вас есть картонные шахматные доски, можете разрезать на горизонтали одну-две из них и дать каждому ученику такую горизонталь. Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей. Пусть ученики пальцем покажут все горизонтальные линии на своих шахматных досках.

Пусть они сосчитают, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали (их, разумеется, по 4).

Если у вас есть под рукой большой набор черно-белых кубиков, дайте их детям, и пусть они выложат из них горизонталь. Предложите нарисовать горизонтальную линию и в тетради в клеточку.

Разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.

Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются.

Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске и др.

Неплохо, если учитель заранее заготовит несколько нарисованных и вырезанных из ватмана горизонталей, в которых нарушена последовательность чередования белых и черных полей, и покажет их классу. Дети должны обнаружить ошибку. Затем эти "горизонтали" используйте как "вертикали", развернув их на 90 градусов, и повторите задание.

Если у учителя под рукой есть книга "Приключения в Шахматной стране" и он умеет и любит инсценировать на занятиях сказки (так работаем с детьми мы), то на втором уроке можно также инсценировать (но можно и просто прочитать) вторую главу "Линии". Эта глава опубликована и в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 7). Мы обычно выкладываем из кубиков домик, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам перед каждым учеником...

Понятия горизонтали и вертикали базовые при объяснении ходов шахматных фигур. Необходимо добиться, чтобы дети хорошо запомнили эти слова и научились уверенно отличать горизонталь от вертикали. Для этого с детьми можно провести ряд дидактических игр, самая простая из них –

"Поиграем – угадаем". Вы загадываете либо горизонталь, либо вертикаль и просите учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно, что с двух попыток дорожка будет отгадана.

"Горизонталь". Вызовите к демонстрационной доске двоих ребят, дайте каждому из них по четыре белые пешки и предложите им по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Можно ввести в эту игру элемент состязательности: кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.

Можно проводить эту игру и при большем числе участников (до 8), чтобы охватить большее число учеников "предметной" деятельностью.

Аналогично проводится и игра "Вертикаль", но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.

"Горизонтально-вертикальная игра". Поставьте белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.

В конце урока задайте детям такие вопросы:

  1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

  2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

  3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

  4. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

  5. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

  6. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

  7. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

  8. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

  9. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

  10. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

11. Зачеркни первые 7 букв в слове "ГОРИЗОНТАЛЬ" и узнаешь фамилию прославленного чемпиона мира по шахматам. (Таль.) (наше Интернет-примечание:в газете "соскочили" цифры пунктов1-10, осталось лишь 11)

 

Урок 3. Шахматная доска: Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры "Поиграем – угадаем", "Диагональ" и др.

В начале урока – повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля, горизонтали, вертикали. Раздайте детям шахматные доски и попросите показать на них все горизонтали и вертикали.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!