СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 20. Отношения между понятиями (соподчинение, противоречие, противоположность)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 20. Отношения между понятиями (соподчинение, противоречие, противоположность)

Просмотр содержимого документа
«Урок 20. Отношения между понятиями (соподчинение, противоречие, противоположность)»

Урок 20. Отношения между понятиями (соподчинение, противоречие, противоположность)

Цель: познакомить с отношениями соподчинения, противо­речия, противоположности.

Оборудование: графический редактор Paint.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала

Учебник: вопросы 1-4, с. 50-51, задание 9, с. 51. Рабочая тетрадь: № 30, с. 63.

III. Изучение новой темы

1. Отношение «соподчинение».

Отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но принадлежат более общему понятию, назы­вают «соподчинение».

Обозначим понятия: А — сладости, В — шоколадки, С — кон­фетки, Д — пряники. Отношение «соподчинение» между понятия­ми представлено на рисунке.

2. Отношение «противоположность».

Изобразите отношение соподчинения между понятиями: но­ситель информации, флоппи-диск, лазерный диск, винчестер, флэшка.

Слова-антонимы выражают противоположные понятия, на­пример, большой дом — маленький дом, веселое настроение — грустное настроение.

Изобразим отношение противоположности между понятиями холодная погода (А) и жаркая погода (В). Они разделены объемом третьего понятия.

— Как вы думаете, какое понятия может находиться между ними (посередине)? {Например, «теплая погода».)

3. Отношение «противоречие».

Обозначим через А понятие белая бумага. Тогда не А будет обо­значать понятие, находящееся с А в отношении «противоречие», а именно: небелая бумага. Изобразим эти два понятия.

Обратите внимание: в отличие от предыдущего отношения противоположности, в данном случае третьего понятия между А и не А нет.

IV. Закрепление изученного

  1. Учебник: задания 5, 6, с. 51.

  2. Рабочая тетрадь: № 24, с. 52.

V.Физкультминутка

VI. Практическая работа Работа №9 (задание 4-7)

VII. Подведение итогов урока

  • Что нового узнали на уроке?

  • С какими отношениями между понятиями познакомились?

Домашнее задание

Учебник: §2.3, с. 48-50.

Рабочая тетрадь: № 26, с. 57-58; № 31 с. 64.