УРОК 20
В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Составление плана статьи. Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице. Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)
Рассказ учителя о В. А. Жуковском с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта; изображения мест, связанных с его именем (Приложение 1); небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».
II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский»:
Василий Андреевич Жуковский
1783-1852
Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский
Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой, была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».
Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет. Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион...
В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.
Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»
Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко (Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин).
Составление плана статьи.
Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (Приложение 2) и прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки
Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:
Почему сказка называется «Спящая царевна»?
Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?
Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?
IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.
Составление плана сказки и беседа по содержанию:
1. Чтение сказки с начала до слов «...Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).
Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?
2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир...» до слов «...До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?
3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья...» до слов «...Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».
Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?
Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?
Кто был объят сном в царстве Матвея?
Почему то был сон, а не смерть?
Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?
Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?
4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «...Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».
Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?
Как встречала его природа, окружающая царский дворец?
Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?
Что поразило его во дворце?
Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?
5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт...» до конца.
Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».
Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?
Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.
Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?
V. Рецензирование выразительного чтения сказки.
VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»:
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе... Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина... сказки русские народные... у Жуковского тоже русские народные сказки... Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский...» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане...». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне...», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане...», «О мёртвой царевне...», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.
Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне...». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет.
Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки. (Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин).
Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?
Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане...» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?
Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»:
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».
VIII. Сказка в актёрском исполнении
Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.
Рецензирование актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»):
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Домашнее задание
Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.
Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.
Индивидуальные задания.
Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).
Приложение 1
Великий русский поэт, наш первый романтик был еще и профессиональным мастером-рисовальщиком. Сын поэта, Павел Васильевич, передал Публичной библиотеке свыше тысячи рисунков отца. Сотни других офортов, гравюр, литографий и акварелей Жуковского рассеяны по разным собраниям.
В дни празднования столетия со дня рождения Жуковского, в 1883 году, в конференц-зале Академии наук состоялась выставка, на которой впервые были показаны вместе с рукописями поэта его собственные рисунки.
Рисунки Жуковского доносят до нас живой образ его сердечных привязанностей, памятные ему места и события. Лукавый нежный профиль Маши Протасовой... Первый портрет близок к миниатюре, выполненной карандашом: женская головка в изящном полуобороте заключена в овал. Восемнадцатилетняя Маша Протасова, с живыми внимательными глазами и легкой улыбкой на детски припухлых губах, позировала Жуковскому в Муратове в 1811 году. "Муратово – это место, где протекал мой золотой век. То была поэтическая жизнь, и только тогда я был поэтом", – писал Жуковский впоследствии. В 1823 году он получил свой рисунок от Зейдлица с пояснением в приведенном выше письме: "Портрет en face, который ты сам когда-то нарисовал". На следующем портрете, 1820 года, Мария Андреевна изображена в профиль, с красиво уложенными волосами, в закрытом платье со стоячим воротником и высокой талией. Возможно, рисунок был сделан Жуковским на память перед разлукой, длившейся полтора года, когда он в октябре 1820 года уезжал за границу через Дерпт. Впервые портрет был воспроизведен в журнале "Русский библиофил" (1912. VII(VIII) Н. В. Соловьевым, автором статьи "Поэт-художник Василий Андреевич Жуковский".
М.А. Протасова.
Рисунок В.А. Жуковского, 1811
М.А. Протасова-Мойер.
Рисунок В.А. Жуковского, 1820
Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рис. В.А. Жуковского, 1839
Николай Васильевич Гоголь, задумавшись, присел на край невысокой каменной ограды, чуть повернув в нашу сторону мягко очерченное лицо. Через несколько дней ему исполнится тридцать лет. "Мы с Жуковским на лету рисовали виды Рима, – сообщал Гоголь Данилевскому и восторженно прибавлял, что Жуковский "в одну минуту набрасывал по десятку рисунков, чрезвычайно верно и хорошо".
Приложение 2
Василий Андреевич Жуковский – (1783, Мишенское, Тульская губерния – 1852, Баден-Баден) – русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Родоначальник психологической лирики в русской литературе.
В 1817 году Жуковский был приглашен во дворец преподавать русский язык великой княгине Александре Федоровне. После воцарения Николая I он стал наставником наследника престола – будущего императора Александра II.
Придворная жизнь большого поэта, усиливающийся консерватизм его убеждений беспокоили друзей. Вяземский писал ему: "Страшусь за твою царедворскую мечтательность... Провидение зажгло в тебе огонь дарования в честь народу, а не на потеху двора".
Однако Жуковский никогда не был неискренен и льстив. При дворе, не боясь скомпрометировать себя, он пытался смягчить участь ссыльных декабристов; по его ходатайству был возвращен из ссылки Герцен; он хлопотал за Баратынского, служившего в солдатах, с его помощью выкупили из крепостной зависимости Шевченко. Всем этим он часто вызывал недовольство царя.
"Небесная душа" – так называл Жуковского Пушкин.
Пушкина Жуковский любил необыкновенно, преклонялся перед его гением и в то же время был привязан к нему, как к сыну. Они познакомились, когда Пушкин еще учился в Лицее. Для юного поэта авторитет Жуковского был очень высок. Элегический цикл Пушкина 1815–1816 гг. создавался под воздействием Жуковского.
В 1818 году Пушкин написал стихотворение "К портрету Жуковского", в котором дал удивительно точную и поэтическую характеристику его творчества:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Позднее Пушкин писал о поэзии Жуковского: "Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его. В бореньях с трудностью силач необычайный" (Полн. собр. соч., т. Х. –М.: ГИХЛ, 1931, стр. 149).
Однако чрезмерная мечтательность поэзии Жуковского была чужда Пушкину. В IV песне "Руслана и Людмилы" Пушкин остроумно пародирует его балладу "12 спящих дев", добродушно высмеивая туманную идеальность ее героев. Это не помешало Жуковскому с восторгом отозваться о пушкинской поэме.
Дружеские отношения обоих поэтов продолжались до самой смерти Пушкина. В письмах Пушкин называет Жуковского своим "ангелом-хранителем". Во время михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении Пушкина. В 30-х годах он пытался добиться примирения Пушкина с царем, считая, что это принесет поэту пользу. Жуковский приложил немало стараний к тому, чтобы расстроить дуэль Пушкина с Дантесом. Многого он не понимал в трагическом положении Пушкина, но искренняя любовь и забота его по отношению к поэту остались неизменными. Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником. В трагические январские дни 1837 года Жуковский неотлучно находился у постели умирающего Пушкина. (Источники: В.В. Вересаев. Спутники Пушкина. –М., 1937, стр. 234. А.С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. I. –М.: ГИХЛ, 1931, стр. 307).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.