Урок 21
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.
БРатья ГРИММ «ЗАЯЦ И ЁЖ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением зарубежной литературы, с авторами сказок братьями Гримм, для формирования представлений о таких человеческих качествах, как находчивость, ум, хитрость; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции; познавательные – знакомятся с тем, как проверять информацию; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу, применяют модели для получения информации; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, читать вслух сказку и отвечать на вопросы по содержанию; получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
Слайд: модели обложек.
− Рассмотрите модели обложек. Дополните каждую из них. Как поступить, если вы забыли название или фамилию автора произведения? (Посмотреть в «Содержание» в конце учебника.) Что объединяет эти произведения? (Это авторские сказки.) Кто догадался, почему на доске «пустая» модель? Верно, нам предстоит встреча с новым произведением, со сказкой. Послушайте, я буду читать.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание сказки братьев Гримм «Заяц и еж». Беседа после чтения.
− Понравилась вам сказка? Кто её герои? Почему ёж обиделся на зайца? Как ёж проучил зайца? Какими другими способами можно было проучить зайца?
Слово об авторах (информация для учителя).
Братья Гримм − Якоб (1785−1863) и Вильгельм (1786−1859) жили в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. Из-под их пера вышло много научных трудов по немецкой литературе и языку, без которых не обходятся ученые и в наше время. А все же славу им принесли прежде всего три небольших сборника немецких народных сказок, которые начали публиковать в 1812 г. Эти сказки известны как «Сказки братьев Гримм».
Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали то, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки. «Настало время, − говорили братья Гримм, − спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем». Больше двухсот сказок собрали братья Гримм в своих сборниках, которые они назвали «Детские и семейные сказки». И они действительно стали детскими и семейными, потому что редко можно найти семью, где бы детям не читали сказки «Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Снегурочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Бременские музыканты» и многие другие. Все их не перечислить. Герои этих сказок – ремесленники, солдаты, крестьяне − смело вступают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведьмами, злыми царями и всегда оказываются более умными, ловкими и отважными, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает простую девушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они добры, честны и трудолюбивы.
Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы, и насекомые. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, чванство, бахвальство... Сказки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особенно привлекательными.
Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путь по всем странам и континентам. Сказки перевели на многие языки, в разных странах их переводили на свой лад, разыгрывали в театрах. Примеру братьев Гримм последовали многие ученые и писатели.
Сборники детских народных сказок стали появляться в Швеции и Африке, в Индии и Вьетнаме... В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX в. В нашей стране их издавали сотни раз большими тиражами. По сказкам братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с большим интересом следят на экране за приключениями бременских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, добрых ученых, которые подарили им радость.
− Какие сказки братьев Гримм знаете вы? У кого дома есть книги сказок братьев Гримм?
2. Словарная работа.
Брюква – растение (овощ) из семейства капустных, похожа на репу, но несколько крупнее и ее мякоть нежно-оранжевого цвета.
Рыщешь – ищешь.
Тягаться – соперничать, состязаться в чем-нибудь.
Борозда – канавка.
3. Повторное слушание сказки, беседа.
− Внимательно послушайте сказку и постарайтесь запомнить авторские слова, которые характеризуют зайца и ежа. (Сказку читает учитель, последнюю часть − ученики.)
− Каким вы представили зайца? ежа?
ЗАЯЦ | Важный Заносчивый Грубый Глупый Невежливый | | ЁЖ | Заботливый Вежливый Приветливый Хитрый Умный |
− Почему ежи обыграли зайца? Чему учит эта сказка?
4. Работа по учебнику.
Работа с иллюстрацией.
− Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа на ней изображен? Что растет на поле у зайца? у ежа?
Упражнение в чтении «Прочитай». (Работа в парах.)
− Прочитайте разговор (диалог) по ролям. Какие слова читать не надо? Чьи это слова?
Проверка выполненной работы (3–4 пары).
− Как читали слова зайца? (С насмешкой, очень уверенно.) Чье чтение вам особенно понравилось? Попросим эту пару прочитать диалог еще раз. (Слова автора читает учитель.)
Учащиеся выполняют движения под руководством учителя.
Ёжик шел к себе домой,
Брюкву с поля нёс с собой.
Через кочки пробирался,
По траве клубком катался.
Вдруг он вспомнил зайца
И давай смеяться!
5. Выполнение заданий в тетради.
− Рассмотрите обложку. Обведите фамилию авторов красной рамочкой. Каким карандашом обведёте заголовок? Раскрасьте иллюстрацию.
− Назовите имя и фамилию каждого из братьев-сказочников.
6. Работа по рубрике учебника «Книжная полка».
− Рассмотрите обложки книг, нарисованные художником В. Цепиловой. Обратите внимание на авторов сказок. На какие группы можно разделить эти книги? (Народные и авторские сказки.)
− Назовите русскую народную сказку. Назовите авторскую сказку зарубежных писателей. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите сказку зарубежного писателя.
− Какие из этих книг вам хочется прочитать?
III. Итог урока.
− С какой сказкой вы познакомились? Кто авторы сказки? Что вы о них узнали?
− Какой герой сказки вызвал у вас симпатию? Почему? Как вы думаете, авторы сказки согласились бы с вашим мнением?
Работа с моделями обложек, вывешенными на доске в начале урока.
− Дополните последнюю модель на доске. Обратите внимание на фамилии авторов произведений. Подумайте, на какие две группы можно разделить изученные произведения? (Сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей.)
− Назовите имя и фамилию французского сказочника. (Шарль Перро.) С какого языка переведена сказка «Заяц и ёж»? (Перевод с немецкого языка.)
Для самостоятельной работы (по желанию): придумать продолжение или сочинить свою сказку «Умный ёж и хвастливый заяц»; найти книги со сказками братьев Гримм, рассмотреть иллюстрации.