СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок». 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Благородство и жестокость героев.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок». 5 класс.»

Урок 21
В. А. Жуковский. «Кубок».

Основное содержание урока
Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. Благородство и жестокость героев.

Основные виды деятельности учащихся.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Восприятие и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (цитатного плана) баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания баллады „Кубок“». Чтение и обсуждение баллады «Старый рыцарь» по вопросам практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента баллады. Сочинение стилизованной баллады в духе произведений Жуковского.
Практическая работа. Составление плана характеристики героя баллады и рассказа о герое по плану. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

Содержание урока

I. Понятие о балладе

Рассказ учителя о сюжетах баллад Жуковского
и толкование термина баллада с использованием «Краткого словаря литературоведческих терминов» в конце II части учебника.

Основные черты жанра баллады:

Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета.

Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания.

Основой сюжета является необычайный случай.

Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом.

Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов.

Присутствие в балладе необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого.

II. Герои баллады

Чтение баллады по частям с элементами беседы и комментированием незнакомых слов:
латник, паж, епанча, жерло, чрево, пучина, зев, пурпуровый, млат водяной, мокой.

III. Составление цитатного плана баллады:

Чтение баллады с начала до слов «...Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

Каков был приказ царя и почему никто не поспешил его выполнять?

Как такой приказ характеризует царя?

1. Пункт плана: «Кто, смелый, на подвиг опасный решится?»

Чтение баллады со слов «И все безответны…» до слов «...Извергнутый бездны зияющим зевом».

Почему паж отважился на смелый поступок?

Как реагировала на его решение толпа?

Охарактеризуйте слова и выражения, которыми описана пучина морская.

Какую роль играет здесь глагольная лексика?

Найдите в этом фрагменте олицетворения и прокомментируйте их смысл.

2. Пункт плана: «Уж юноша в бездне пропал».

Чтение баллады со слов «Вдруг … что-то сквозь пену седой глубины…» до слов «...И выброшен вверх водомёта порывом».

Какие картины увидел паж на морском дне? Страшно ли ему было?

Какими словами это описано в балладе?

Почему, по-вашему, он спасся из морской пучины?

Почему он был уверен, что смертный должен смириться перед Богом и не знать тайн морского дна, сокрытых от человеческих глаз?

3. Пункт плана: «И смертный пред Богом смирись...».

Чтение баллады со слов «Чудесен рассказ показался царю...» до конца баллады.

Почему царь снова отправляет пажа в морскую пучину? Как это характеризует царя?

Почему паж не отказался выполнять его приказ?

Какие душевные черты показаны в образе дочери царя?

Почему паж кинулся в волны «на жизнь и погибель»? Нет ли здесь противоречия?

4. Пункт плана: «...На жизнь и погибель он кинулся в волны...».

IV. Нравственно-психологические проблемы баллады.
Благородство и жестокость героев

Чтение статьи учебника «Из истории создания баллады „Кубок“» и ответы на вопросы:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
БАЛЛАДЫ
«КУБОK»

«Все баллады, — читаем мы в книге „Цветы мечты уединенной", — строятся на каком-нибудь легендарном предании, непременно чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие или происшествие, которое неожиданно поворачивает судьбы героев». А вот что говорится о балладе «Кубок»: «Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Эту легенду литературно обработал великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, написав балладу „Водолаз". Баллада стала широко известной, и наш великий поэт В. А. Жуковский перевёл её и переложил на русский лад. Средневековая легенда XII века сообщала обычную ситуацию, как жадность погубила пловца. Немецкий поэт придал балладе возвышенность, торжественность.

Баллада (фр. ballade — танцевальная песня) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи — рыцари и латники — не трусы, но они понимают, что желание царя — каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу...

Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог простил ему и вернул его на берег. Рассказ пажа взволновал царя, он пообещал новые сокровища пажу, если тот бросится в роковую пучину ещё раз. Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.

Однако царь неумолим. Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на волю Бога, прибегая к Его помощи и милости, они смогут полно и всесторонне проявить свои лучшие человеческие свойства». (Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин).

Какие события обычно служили сюжетной основой баллады?

Как поэтически переосмыслил средневековую легенду Ф. Шиллер?

Что нового внёс в этот сюжет Жуковский?

Охарактеризуйте царя и пажа.

Какие чувства руководят их поступками?

В чём проявились благородство и жестокость героев?

Почему паж не спасся из морской пучины во второй раз?

Докажите, что в балладе поднимаются нравственно-психологические проблемы.

Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном»: особенности баллад Жуковского:
1. Кто главные герои баллады?

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?

4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

V. Чтение баллады «Старый рыцарь» и ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Учимся читать выразительно» (после баллады «Кубок»).

Составить письменный план характеристики пажа (или царя) и устный рассказ о герое по этому плану.

Групповое задание.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Учимся читать выразительно» (после баллады «Кубок»).

Индивидуальные задания.

Сочинить стилизованную балладу в духе произведений В. А. Жуковского.

Найти информацию о детстве А. С. Пушкина и его няне Арине Родионовне с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/smolenskoep/tombs/yakovleva/yakovleva.html (с помощью учителя и родителей).

Подготовиться к выразительному чтению стихотворений А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины...» и Н. М. Языкова «К няне А. С. Пушкина», «На смерть няни А. С. Пушкина».


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс