СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 22. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. Н. НОСОВ «ФАНТАЗЁРЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом о детях Н. Носова «Фантазёры», развития умений выделять авторские особенности «веселых» рассказов писателя, сравнивать поступки героев, объяснять смысл слов «шутка», «правда», «ложь», «обуза», «дружба» и т. д., выражать свое отношение к поступкам героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок 22. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. Н. НОСОВ «ФАНТАЗЁРЫ».»

Урок 22
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
Н. НОСОВ «ФАНТАЗЁРЫ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом о детях Н. Носова «Фантазёры», развития умений выделять авторские особенности «веселых» рассказов писателя, сравнивать поступки героев, объяснять смысл слов «шутка», «правда», «ложь», «обуза», «дружба» и т. д., выражать свое отношение к поступкам героев.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с «веселыми» рассказами Н. Носова, выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное, применяют модели для получения информации; коммуникативные – взаимодействуют с окружающими;

предметные: научатся рассматривать детские книги, моделировать обложку книги, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Верный друг

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.


Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.


Ей злая вьюга не страшна

И не страшна распутица.

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.


Ну а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.

А. Марков

Работа с выставкой книг.

− О ком эти книги? Кто их написал?

Дети представляют и называют каждую книгу.

II. Объявление темы, постановка целей урока.

– Попробуйте объяснить, что такое фантазия. (Фантазия – способность к творческому воображению, мечта, нечто несбыточное.) Сегодня вы познакомитесь с мастерами выдумки.

Слайд:

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок – это не просто слова:

Эти слова – всему голова.

С. Бондаренко

− Послушайте произведение замечательного писателя Н. Носова. Я начинаю читать.

III. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа Н. Носова «Фантазеры», выявление первичного восприятия.

− Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Сказка это или рассказ? Кто такой фантазёр? (Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать.) Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны», «Обманщики»? (Ответы учащихся.)

− Вспомните имена детей. А как их будут называть, когда они вырастут?

− Кто вам понравился в рассказе, кто нет? Почему? С кем из мальчиков вы хотели бы дружить? Почему?

2. Моделирование обложки, работа с текстом.

− Что я вам читала? Правильно, это рассказ. Нарисуем на листочке прямоугольник. О ком этот рассказ? (О детях.) Каким цветом закрасим прямоугольник? (Жёлтым.) Кто написал это произведение? (Автор этого рассказа – Николай Носов.) На модели вместо фамилии автора нарисуйте в верхней части листочка рамочку.

− Как Носов озаглавил свой рассказ? (Рассказ Носова называется «Фантазёры».) Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку. Кого Носов назвал фантазёрами? (Мишутку и Стасика.)

− Какова цель каждого из героев рассказа в разговоре? (Один старается нафантазировать, соврать лучше другого. Другой не верит, все подвергает сомнению, чтобы помешать соврать.)

3. Работа в парах (чтение по ролям).

– Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Какие небылицы рассказывали Мишутка и Стасик?

Небылица – вымысел, выдумка.

– Подготовьтесь к чтению диалогов по ролям.

Карточка 1.

Мишутка. Сколько тебе лет, Стасик?

Стасик. 95. А тебе?

Мишутка. А мне 40. знаешь, раньше я был большой-пребольшой. А потом сделался маленький. А когда был большой, то всю реку мог переплыть.

Стасик. А я море мог переплыть!

Мишутка. А я – океан! А один раз на меня напала акула, а я ей кулаком – бац! А она мне голову откусила!

Стасик. А почему же ты не умер?

Мишутка. А чего умирать-то? Я на берег вылез и пошёл домой. А через некоторое время у меня новая голова выросла.

Карточка 2.

Мишутка. Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

Стасик. Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал.

Мишутка. Ничего подобного.

Стасик. Ну ладно. Ври дальше.

Мишутка. Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

Карточка 3.

Стасик. А я раз на Луну летал. Не веришь? Честное слово!

Мишутка. На чём же ты летал?

Стасик. На ракете. На чём же ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

Мишутка. Что же ты там, на Луне, видел?

Стасик. Ничего не видел. Темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у!

− Как вы считаете, легко ли придумать небылицу? Зачем придумывают небылицы? (Чтобы весело провести время, рассмешить собеседника.)

4. Работа по слоговой таблице.

– Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра − начинается игра. Читаем слоговые ряды вместе:

ве-во-ви-вы-ва;

жа-за-са-жу-су-зу;

со-зо-цо;

ша-ща-ча-ша-ша;

оч-чок-ач-чу-оч.

− Пофантазируйте, предложите ваши варианты продолжения строчек.

5. Повторное слушание, беседа.

Учитель и хорошо читающие дети читают рассказ.

− Чем занимались Мишутка и Стасик в саду на скамеечке? Кто присел с ними на скамеечку? (Игорь.) Из-за чего произошла ссора ребят? На чью сторону встали бы вы?

− Прочитайте самостоятельно окончание рассказа.

– Почему ребята соврали Ире о том, что они не хотят мороженого? Как вы относитесь к их поступку?

– Поделите слова на две группы и объясните свое решение: фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, клеветать. (Ответ: 1) фантазировать, выдумывать, сочинять, изобретать; 2) обманывать, врать, лгать, клеветать. Клеветать – наговаривать на человека напраслину, говорить про него то, чего не было.)

– Какие из этих слов подходят для характеристики Мишки, Стасика, Игоря?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Слово об авторе (информация для учителя).

Николай Николаевич Носов (1908–1976). Что ни говорите, а Носов – самая подходящая фамилия для писателя, тем более – для детского писателя, и тем более – для веселого детского писателя. Только послушайте: Носов – просто, легко и немного забавно – хорошо, в общем. А еще лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.

У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном».

Н. Н. Носов родился в городе Киеве в семье киноактера. Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

Первые свои литературные произведения Н. Носов написал в тридцатилетнем возрасте. Его первый рассказ «Затейники» был напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.

Веселые рассказы Н. Носова насыщены неожиданными комическими ситуациями, они остросюжетны и динамичны. В центре его произведений – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достается за их затеи.

Со временем ко всем этим носовским героям присоединился еще один, на этот раз – сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1964–1965). И чем они только там не занимались – ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать – время было такое)!

Это очень весёлая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно Незнайка. Ну точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории.

Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев там кафе «Незнайка», а спокойно заходите туда – вас обязательно встретит старый, добрый и веселый друг!

7. Работа с книгами Н. Носова (по группам).

На выставке представлены книги Н. Носова. Каждая группа получает отрывок из произведения Н. Носова.

− Прочитайте отрывки, определите, из каких они рассказов. Рассмотрите нужную книгу, назовите фамилию автора и заголовок.

Карточка 1.

…Из-под шляпы высунулся серый хвост, а потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

– Васька! – обрадовались ребята.

– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала...

(Ответ: «Живая шляпа».)

Карточка 2.

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть… (Ответ: «Затейники».)

Карточка 3.

…Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

– Ну, Мишка, ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется… (Ответ: «Мишкина каша».)

Карточка 4.

…Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

– Ты чего плачешь?

– Дедушка, я огурцы принёс обратно… (Ответ: «Огурцы».)

Карточка 5.

…Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком и написал своей маме такое письмо:

«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая большая собака». (Ответ: «Дружок».)

IV. Итог урока.

− О чём стихотворение?

Я становлюсь волшебником,

Когда она со мной:

Хочу – и дождь из облака

Прольется проливной,

Хочу – и волны синие

Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу

И подержать в руке.

(Фантазия, воображение.)

− Многие детские писатели – большие фантазёры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете: трудно придумывать смешные истории? Давайте попробуем вместе – я читаю начало стихотворной строки, а вы договариваете так, чтобы получилась рифма.

КОТАУСИ И МАУСИ

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала … (Котауси).

У Котауси злые гла.. (зауси)

И злые-презлые зу.. (бауси).

Подбежала Котауси к … (Мауси)

И замахала хво.. (стауси):

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая … (Мауси)!

Я спою тебе песенку, Ма.. (уси),

Чудесную песенку, Ма.. (уси)

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, … (Котауси).

Вижу злые твои … (глазауси)

И злые-презлые … (зубауси)

Так ответила умная … (Мауси)

И скорее бегом от … (Котауси).

К. Чуковский

– Поднимите руки, кому понравился сегодняшний урок. Почему?

− Подумайте, почему большинство детей называют Н. Носова своим любимым писателем?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!