Урок 22
речевая ситуация: описание своего характера и поступков. слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?»,
«что сделать?»
Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов; научить называть слова, обозначающие предметы, признаки и действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – безошибочно списывать текст, правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование с опорой на приведенные примеры небольшого монологического высказывания (описание собственного характера); уяснение информации, представленной в неявном виде (пословицы), и соотнесение её с результатами обсуждения текстов; логические – формулирование простых выводов о характере человека, его поступках (с опорой на текст); использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: строить собственное высказывание на основе авторских, отвечать и задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся; формулировать простые выводы, выбирать правильную интонацию, логическое ударение; соблюдать грамматические нормы речи.
Личностные: владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; проявляют интерес к новому учебному материалу; приобретают опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; выполняют основные правила гигиены чтения и письма.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя. Обсуждение понятия «доброта» (Л. + К.).
Добрые люди, ничто нас не остудит
И не захлопнет распахнутых дверей!
Добрыми будем – и мир добрее будет,
Добрыми будем – и будет жизнь добрей.
Р. Казакова
− Как вы понимаете слово «добрый»? Как вы понимаете его смысл? Можно ли человека заставить быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.
II. Практическое применение изученного.
1. Работа по учебнику (П. + К. + Р. + Л.).
− Продолжаем тему «Характер». Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не даётся нам с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе доброту.
Учитель читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй-ка сам!».
− Почему мальчик решил стать добрым волшебником? Как он догадался, что нужно сделать, ведь мама не просила его?
− Кому из вас приходилось быть добрыми волшебниками? Какие чудеса вы совершали? Как вы догадались о том, что надо сделать?
− Лев Толстой сказал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». Порассуждайте.
Рубрика «Если осталось время» (упражнение 2), с. 71.
Анализ качеств человека.
− Прочитайте слова-подсказки. Что означает каждое слово?
− Представьте себе весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую – отрицательные.
− Какие качества вы можете добавить? (Обидчивость, честность, смелость, аккуратность.)
− Письменно расскажите о себе. Какой ты? Какая ты?
Коллективная проверка.
− Какой вывод можно сделать?
− На какой вопрос отвечают слова, которые помогли вам рассказать о вашем характере?
– Прочитайте пословицы. (Пословицы из упражнения 3 вынести на доску.)
− На какие свойства характера они указывают? Спишите одну пословицу.
Коллективное выполнение упражнения 4.
(что?) Пол (что сделал?) засверкал, (что?) посуда (что сделала?) просияла, (кто?) мама (что сделала?) ахнула.
Задание рубрики «Если осталось время».
– Какие слова нашли? Как разделили их для переноса?
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
У каждого волшебника,
У доброго волшебника,
Есть сказочная палочка –
Возможность колдовать.
Н. Гуркина
Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».
– Какие буквы вы запишете? Чем похоже написание этих букв? (Начинаем писать сверху вниз.)
– Запишите букву п безотрывно. (Учитель показывает образец написания на доске.) Запишите букву п в воздухе (в тетради).
Аналогичная работа проводится с буквой н.
– На третьей строке запишите пословицу: Мало хотеть, надо уметь. На последней строчке запишите буквы а, м, л, я, б, д.
Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте предложения. Назовите слово с пропущенной буквой. Какую букву надо вставить? Почему?
– Прочитайте третье предложение. Есть ли в нём слово, значение которого вам непонятно? («Лютые морозы» – значит очень сильные. Иногда слово «лютый» означает «злой», «свирепый». Например, «лютый зверь».)
– Спишите 1-е и 2-е предложения в тетрадь.
Упражнение «Прочитай. Выпиши из стихотворения по три слова в каждый столбик». (Самостоятельная работа.)
– Прочитайте стихотворение. О чём оно?
Кто? тигрёнок мама папа | Что? кроватка джунгли лапа дверь грудь рука | Что делать? петь смеяться бежать пожать сказать хотеть сидеть открыть прижать |
Упражнение «Допиши, чтобы стало понятно значение выделенных слов». (Фронтальная работа.)
– Можно ли сказать, что выделенные слова образованы от тех слов, которые дописаны? Задайте вопрос к выделенным словам. Что у них общего? (Слова отвечают на вопрос какой?.)
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
– Послушайте текст. (Читает учитель.) Обратите внимание на интонацию при чтении. Как восклицательная интонация и интонация перечисления показаны в предложениях? (В предложениях стоят запятые, а в первом – восклицательный знак.)
– Спишите текст, руководствуясь правилами списывания. Запишите текст под диктовку. Второе предложение прочитайте несколько раз и запишите по памяти. Проверьте написанное.
III. Итог урока (Л.).
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!
Н. Добронравов
3