СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 24. Футуризм как литературное течение. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма, раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; показать его значение для развития русской литературы XX в.; дать представление о поиске новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 24. Футуризм как литературное течение. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. 11 класс.»

УРОК № 24
Тема: Футуризм как литературное направление.
Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина.

Цель: ознакомить учащихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма, раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; показать его значение для развития русской литературы XX в.; дать представление о поиске новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Игоря Северянина, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: учащиеся знают о философско-эстетических предпосылках возникновения футуризма, раскрывают историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; имеют представление о поиске новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какие факты биографии Н. С. Гумилёва оказали, на ваш взгляд, наибольшее влияние на его поэзию?
• Каковы основные черты художественного мира Н. С. Гумилёва?
• Поэт В. Ф. Ходасевич в своих воспоминаниях поставил Гумилёва рядом с Блоком, утверждая при этом, что трудно было представить двух более разных людей, чем эти два поэта, почти одновременно ушедшие из жизни: «Для Блока его поэзия была первейшим, реальным духовным подвигом, неотделимым от жизни. Для Гумилёва она была формой литературной деятельности. Блок был поэтом всегда, в каждую минуту своей жизни. Гумилёв — только тогда, когда он писал стихи. Все это (и многое другое) завершалось тем, что они терпеть не могли друг друга — и этого не скрывали. Однако в памяти моей они часто являются вместе». Что сближает двух поэтов? Как вы могли бы объяснить их взаимную антипатию?
• Охарактеризуйте деятельность Гумилёва как одного из вождей акмеизма. Какие журналы и альманахи издавали при его непосредственном участии?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи. С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 г. группы художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»).

Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала XX в., связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 г., впервые появилось слово «футуризм». В своём манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности… Мы хотим прославить войну — единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в литературе…».

В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для тогдашней умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало всё большее внимание.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)

— Это течение заявило о себе в России в 1910 г., когда был издан первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский). Немного погодя вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Кручёных поэты, чьи стихи вошли в сборник, решили организовать группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи».

Однако данное эстетическое направление имело немалое число последователей. Вскоре появилась группа эгофутуристов, в которую вошли Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнéдов, а также возникла группа «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Л. Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Рюрик Ивнев (настоящее имя М. А. Ковалёв)). Помимо этого, функционировало объединение под названием «Центрифуга», в которое вошли Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров, К. А. Большаков.

История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырёх основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточённую полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.

Для русского литературного футуризма
была характерна такая особенность:
его представители были тесно связаны с авангардными художественными группами, которые существовали в 1910-х гг.

Ими были «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи». Среди футуристов было немало таких, которые сочетали свою литературную деятельность с занятиями живописью: братья Бурлюки, Е. Г. Гуро, А. К. Кручёных, В. В. Маяковский.

Футуристы выдвинули своё программное заявление: должно родиться сверхискусство, которое и преобразит мир. Они старались совместить свои эстетические поиски и новейшие технологические достижения того времени. Они стремились рационально обосновать творчество с опорой на фундаментальные науки, что отличало футуризм от других эстетических течений «Серебряного века».

Футуристы приветствовали революцию, видя в ней прежде всего грандиозное действо, которое способно преобразовать мир и дать ему новую эстетику. После Февральской революции футуристы «Гилеи» вместе с близкими им художниками-авангардистами образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».

Одной из программных особенностей футуризма стал эпатаж обывателей. Футуристам не нужно было сдержанное благоразумие, их идеи должны были существовать в атмосфере скандала, склоки, освистания. Своим намеренно провокационным поведением футуристы хотели разозлить публику, ввести её в состояние агрессии. Внешний вид футуристов тоже был целиком подчинён этой задаче: деревянная ложка в петлице, жёлтая кофта, перекинутая через плечо подушка… Именно в таком виде представители футуристов могли появиться на своих публичных выступлениях.

В стилистическом отношении футуристы работали над обновлением языка и поэтики, активно вводили в обиход неологизмы, придуманные ими, и т. п. Они резко меняли смысловое соотношение текстов, пробовали новые приёмы построения стихотворений и т. п.

Характерные черты эстетики футуризма

• Отрицание гармонии;
• деэстетизация творчества («Улица провалилась, как нос сифилитика…»);
• попытка создать некий «заумный язык», многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «времирей», «смеянствуют»;
• искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него;
• телеграфный синтаксис (отсутствие знаков препинания);
• бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
• отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
• бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
• культ техники, индустриальных городов.

Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего.

Футуристы хотели пройти от нуля к бесконечности, но прошли обратный путь, потому что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку, родившуюся на заре и умирающую к вечеру. В 1914 г. русский футуризм тихо скончался, не оставив наследника.

2. Выразительное чтение сонета Игоря Северянина
заранее подготовленным учащимся

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя.
Над всею первенствующей планетой…
Он — в каждой песне,
                  им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

У ч и т е л ь. Этот сонет о самом себе Игорь Северянин написал в 1926 г. Стихи Северянина вызывают у читателей разноречивые оценки — от восторженных до резко критических. Как и почему именно так? Так кто же он, поэт-эгофутурист Игорь Северянин?

3. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Игоря Северянина

4. Эвристическая беседа

• Какой представляется вам личность Северянина по его портретам, воспоминаниям о нём современников и его художественному творчеству?

• В дневниках А. А. Блока есть такая запись о Северянине: «Это — настоящий, свежий, детский талант». Прокомментируйте эту характеристику.

• Как сам поэт объяснял причины своей необычайной популярности, «экстазной» славы?

• Современная Северянину критика писала об откровенной манерности и даже о пошловатой изысканности его произведений. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, данные суждения?

• Как соотносятся в творчестве Северянина его ранние эгофутуристические опыты, шалости и эпатаж с возвращением к традиции классической поэзии?

• Что в поэтическом наследии Северянина представляется вам особенно интересным, ценным, оригинальным?

5. Аналитическая работа с текстами
стихотворений Игоря Северянина
(работа в группах)

1-я группа.
Стихотворение «Поэзоконцерт»

• Силой поэтического воображения в стихотворении создан идеальный мир. Каковы эти идеалы?

• Выпишите встречающиеся в этом стихотворении неологизмы. Какова их природа, какую функцию выполняют они здесь?

• Как известно, Северянин, охотно выходя на эстраду, не читал, а почти пел свои стихи. Проанализируйте ритмико-интонационный строй и звуковую организацию стиха, чтобы понять и объяснить, благодаря чему и при чтении отчётливо ощутима музыкальность стиха.

2-я группа.
Стихотворение «Ананасы в шампанском»

• Проведите наблюдение над особенностями лексики и синтаксиса в стихотворении «Ананасы в шампанском». Обратите внимание на нарочитый отбор слов иностранного происхождения, повторы и восклицания.

3-я группа.
Стихотворение «Я, гений Игорь-Северянин»

• Приведите образцы северянинского словотворчества из стихотворения «Я, гений Игорь-Северянин».

• Как решается в лирике Северянина тема поэта и поэзии? В чём видит назначение поэзии лирический герой стихотворения?

Презентация результатов работы
(выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся, слушание сообщения об истории создания стихотворения, анализ стихотворения)

6. «Под сенью дружных муз…»:
в мастерской художника

• Рассмотрите репродукцию картины Д. Д. Бурлюка «Лошадь-молния». Докажите, что её автор — футурист.
(Размещена на доске или в виде раздаточного материала.)


Давид Бурлюк.
Лошадь-молния. 1907

Искусствоведческий глоссарий.
Футуризм выходил за рамки собственно литературы. Знаменитый поэт Д. Д. Бурлюк после учёбы в Казанском и Одесском художественных училищах наряду со стихотворениями создавал картины, построенные по принципу изображения предмета в 4-м измерении,— «Лошадь-молния».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Как футуристы относились к слову? Раскройте понятие «самовитое слово».

• Можно ли утверждать, что отрицание культурного наследия только декларировалось футуристами, но не осуществлялось ими на практике?

• В названии первой своей большой книги стихов «Громокипящий кубок» Игорь Северянин использовал образ из стихотворения Ф. И. Тютчева. Вспомните, как называется это стихотворение. Какие другие образы русской классической поэзии нашли отражение в северянинском творчестве?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Ознакомиться с известным северянинским циклом сонетов «Медальоны», содержащим своеобразные характеристики русских и западноевропейских писателей-классиков, композиторов. Предложить собственную интерпретацию одного из сонетов.

2. Опережающие задания (4–5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Блока, инсценизацию для «Литературно-музыкального салона».


Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!