СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 24. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: НЕСОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА. ЗНАКОМСТВО С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок 24. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: НЕСОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА. ЗНАКОМСТВО С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ.»

Урок 24
речевая ситуация: несовпадение интересов
и преодоление конфликта.
знакомство с родственными словами

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слова, решать учебные и практические задачи правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; приобретение навыка выбора адекватных языковых средств для преодоления конфликта при общении; уяснение значения общей части родственных слов; логические – осуществление анализа речевой ситуации, в которой наблюдается несовпадение интересов; формулирование правила речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве).

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон и скука.

Если будет увлечение −

Станет радостным учение.


II. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

Речевое общение (упражнение 1, с. 77) (К.).

– Какие забавы у учащихся зимой? Прочитайте, чем предлагают заняться ребята. Какое продолжение разговора вам нравится? Почему? (Надо уметь договариваться.)

Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 78 (П. + Л.).

– Что значит «уметь договариваться»?

Словарно-орфографическая работа (П.).

Ребята (ребёнок); в значении «много» употребляются слова ребята ребят и учащиеся – учащихся.

Задание «Давай подумаем» (П.).

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый,

Чистый-чистый.

Ватой наземь лёг … (снег).

− Что такое снег?

На доску учитель прикрепляет снежинки, на которых напечатаны слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снегокат, снежная.

− Есть ли общая часть в этих словах? Объясняет ли она значение слова? Что такое снег?

Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 79 (П.).

− Какие слова называются родственными? Приведите свои примеры родственных слов.

– Попробуйте найти общую часть в словах (упражнение 3).

– Объясните значение каждого слова. Какая часть слова помогла объяснить его значение?

Работа в парах (упражнение 4) (К. + Р.).

Слово горка.

Самостоятельное списывание (упражнение 5) (Р.).

Пальчиковая гимнастика (Л. + Р.).

ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони повернуты друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.


2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + Л. + К.).

Упражнение «Дорисуй».

Игра «Цветик-семицветик».

– Помните, какое заклинание говорила девочка Женя, чтобы исполнилось её желание?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…

Вели говорить друг другу добрые слова.

Например: «Не сердись на меня, Катя, я обязательно поделюсь с тобой в следующий раз», «Извини меня, Костя, я нечаянно наступил тебе на ногу».

Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

– Рассмотрите первый элемент буквы И. Запишите элемент буквы И безотрывно. (Учитель показывает образец написания на доске.) Запишите элемент буквы И в воздухе (в тетради).

– На третьей строчке безотрывно напишите буквы И, и, чередуя. На четвёртой строчке безотрывно напишите заглавную букву Ш. (Учитель показывает образец написания на доске.)

Упражнение «Найди правильные утверждения». (Самостоятельная работа.) (Правильными являются второе и третье утверждения.)

– Придумайте еще 1–2 правильных утверждения. (Например: второй слог ударный; есть три согласных звука; есть буква, обозначающая два звука; последний звук твёрдый.)

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Самостоятельная работа.)

– Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте слова, в которые вставили буквы.

– Какие правила вспомнили, чтобы выполнить упражнение?

– Спишите по своему выбору одно из стихотворений.

Упражнение «Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными?». (Фронтальная работа.)

– Прочитайте задание. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными? Для этого откройте учебник на странице 79 и прочитайте ещё раз сведения в рубрике «Обрати внимание».

– Прочитайте первую группу слов. Объясните значение каждого слова. Какими словами можно дополнить эту группу? Подчеркните общую часть в словах. Поставьте знак ударения. Назовите слова, в которых подчёркнутая часть звучит чётко.

Аналогичная работа проводится со всеми группами слов.

– Спишите группы слов в тетрадь.

Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)

– Будьте очень внимательными при списывании слов (слова записаны на доске).

Когда-то, двадцать, оловянных, солдатиков, расставлять.

– Обратите внимание на постановку запятых во втором предложении. Спишите текст.

– Третье предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти. Спишите фамилию автора сказки.


III. Итог урока (Р.).

– Проверьте свою запись, сверив с тетрадью на печатной основе.

– Расскажите, что вам известно по изучаемой теме?

– Оцените, все ли действия вы выполнили сегодня правильно?

4