СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК 25. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев. Урок развития речи. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различия главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении.

Просмотр содержимого документа
«УРОК 25. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев. Урок развития речи. 5 класс.»

УРОК 25
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сравнительная характеристика героев.
Урок развития речи.

Основное содержание урока:
Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различия главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление таблицы «Система образов сказки». Составление плана сравнительной характеристики героев (по группам). Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актёрского чтения фрагментов сказки (см. фонохрестоматию).
Самостоятельная работа. Сопоставление сказки Пушкина с народными сказками о спящей царевне. Сопоставление сказки и анимационного фильма.
Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики двух героев сказки. Написание отзыва на анимационный фильм по сказке Пушкина.

Содержание урока

I. Составление таблицы «Система образов сказки»:

Запишите в 2 столбика главных и второстепенных героев сказки.


ТАБЛИЦА
«Система образов сказки»

Главные герои сказки

Второстепенные герои сказки

Царица-мачеха
Царевна
Королевич Елисей
Семь богатырей

Царь
Царица
Чернавка
Рассказчик
Пёс Соколко
Солнце
Месяц
Ветер


Какие из героев сказки являются олицетворением добрых сил, а какие несут зло?

Каких героев в сказке больше? Как вы думаете, почему?

Только ли царица является олицетворением злых сил?

Можно ли считать воплощением злых сил Чернавку?

С какими врагами сражались семь богатырей?

Как реагировали люди на вопросы королевича Елисея о том, где его невеста?

Почему ему помогли только солнце, ветер и месяц?

II. Обучение сравнительной характеристике главных героев сказки (в группах):

Общность и различия главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри

Г р у п п а 1.
Царица-мачеха и падчерица.

Что общего у царицы-мачехи и её падчерицы царевны?
(Красота, ум, молодость, богатство.)


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царицы-мачехи и её падчерицы царевны?"

Внешность и черты характера

Царица-мачеха

Царевна

Красота

«Высока, стройна, бела...». «Всех милее / Всех румяней и белее...»

«Поднялась — и расцвела, / Белолица, черноброва...». «К алым губкам поднесла...»; «Белы руки опустила...»

Ум, сообразительность

«И умом, и всем взяла...»

«Видит девица, что тут / Люди добрые живут; / Знать, не будет ей обидно!..»

Молодость

«...Молодица / Уж и впрямь была царица»

«Царевна молодая»

Богатство

«Ей в приданое дано / Было зеркальце одно». Но она царица, молодая жена царя, поэтому богата

«И приданое готово: / Семь торговых городов / Да сто сорок теремов»


Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика

Царица-мачеха

Царевна

Черты характера

Отличалась отрицательными чертами характера: «Горда, ломлива, / Своенравна и ревнива...»; «Чёрной зависти полна...», «Долго дулась и сердилась...»

Обладала только положительными чертами характера: «Нраву кроткого такого...»

Поведение, поступки

Эгоизм, любит только себя:
«С ним одним [с зеркалом] она была / Добродушна, весела, / С ним приветливо шутила...». «И царица хохотать, / И плечами пожимать, / И подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами, / И вертеться, подбочась, / Гордо в зеркальце глядясь».
Не любит трудиться:
«Вот царица, наряжаясь...»; «Дома в ту пору без дела / Злая мачеха сидела...».
Не терпит возражений даже от любимого зеркала:
«Как царица отпрыгнёт, / Да как ручку замахнёт, / Да по зеркальцу как хлопнет, / Каблучком-то как притопнет!»; «Бросив зеркальце под лавку...»;
Властна, груба со слугами:
«Ей рогаткой угрожая...»

Незаметна, тиха, ни с кем не ссорится:
«Тихомолком расцветая...».
Любит трудиться:
«Всё порядком убрала, / Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку...»; «А хозяюшкой она / В терему меж тем одна / Приберёт и приготовит...». «Пряла, сидя под окном...»; «Не скучно ей / У семи богатырей...».
Уважительно относится к людям, ведёт себя скромно, но с достоинством:
«Честь хозяям отдала, / В пояс низко поклонилась; / Закрасневшись, извинилась, что-де в гости к ним зашла, / Хоть звана и не была...». «От зелёного вина / Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, / Да кусочек прикусила...»

Речь

Грубые слова, резкие интонации, приказы:
«Ах ты, мерзкое стекло! / Это врёшь ты мне назло. / Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою... / Вишь какая подросла!..». «Как ты смела / Обмануть меня? и в чём?»

Умеет вежливо просить, уговаривать:
«Жизнь моя! / В чём, скажи, виновна я? / Не губи меня, девица! / А как буду я царица, я пожалую тебя...».
Не гордится, не возвышается над людьми:
«Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные...»

Авторские оценки

Баба гневная, царица злая, злая мачеха и др.

Моя душа


Г р у п п а 2.
Царевна и Елисей.

Что общего у царевны и королевича Елисея?
(Молодость, любовь, верность, красивая и ласковая речь.)

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царевны и королевича Елисея?"

Характеристика

Царевна

Елисей

Молодость

«Царевна молодая...», «За красавицей душой, / За невестой молодой...», «Невеста молодая...»

«И жених сыскался ей...»

Любовь

«Мне всех милей / Королевич Елисей...»; «И зарыдали оба...»

«Он горько плачет...», «Королевич зарыдал...»; «На прекрасную невесту / Посмотреть ещё хоть раз...»; «В руки он её берёт / И на свет из тьмы несёт...»

Верность

«Но другому я навечно / Отдана...»

«И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой...»

Красивая, выразительная речь

«Вмиг по речи те спознали, / Что царевну принимали...»; «Что, Соколко, что с тобою?..»

«Свет наш солнышко!..»; «Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный рожок!», «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, / В путь пускаются обратно...»


Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика

Царевна

Елисей

Черты характера

Робость, застенчивость:
«...До смерти испугалась / И взмолилась...»

Смелость, настойчивость:
«Помолясь усердно Богу, / Отправляется в дорогу...»; «За ним с мольбой погнался...»; «Не унывая, / К ветру кинулся, взывая...»


Г р у п п а 3.
Царевна и богатыри.

Что общего у царевны и семи богатырей?
(Стремление к чистоте, порядку; уважение друг к другу, взаимопонимание; честность в отношениях; вежливая, красивая речь.)
Свой ответ подтвердите цитатами

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царевны и семи богатырей?"

Характеристика

Царевна

Семь богатырей

Стремление к чистоте, порядку

«Всё порядком убрала...»

«Всё так чисто и красиво. / Кто-то терем прибирал / Да хозяев поджидал...»

Уважение друг к другу, взаимопонимание, дружба

«В пояс низко поклонилась, / Закрасневшись, извинилась...»; «Им она не прекословит...»

«Усадили в уголок, / Подносили пирожок...»; «Не перечат ей они...»; «Братья милую девицу / Полюбили...»; «Братья в горести душевной / Все поникли головой...»

Честность в отношениях

«Коли лгу, пусть Бог велит / Не сойти живой мне с места. Как / мне быть? ведь я невеста...»

«С нами честно подружися...», «Будь нам милая сестрица...»; «Одному женою будь, / Прочим ласковой сестрою...»; «Женихи ей поклонились, / Потихоньку удалились...»

Вежливая, красивая речь

«Для меня вы все равны / Все удалы, все умны / Всех я вас люблю сердечно...»

«Спрос не грех. Прости ты нас...»; «Нами ты была любима / И для милого хранима...»

Черты характера

Умеет понимать и прощать: «Я не сержуся, — / тихо молвила она: / — И отказ мой не вина...»

Не выяснив причин, испытывают чувство обиды от отказа: «Аль отказываешь нам? / Аль товар не по купцам?»


Г р у п п а 4.
Елисей и богатыри.


Что общего у королевича Елисея и семи богатырей?
(Смелость, находчивость, честность, любовь к царевне.)
Ответ подтвердите цитатами.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у королевича Елисея и семи богатырей?"

Характеристика

Елисей

Богатыри

Смелость

«Он отправился в дорогу / За красавицей душой...»; «За невестою своей / Королевич Елисей / Между тем по свету скачет...»; «К красну солнцу наконец / Обратился молодец...»; «К ветру кинулся...»

«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых уток пострелять, / Руку правую потешить, / Сорочина в поле спешить, / Иль башку с широких плеч / У татарина отсечь, / Или вытравить из леса / Пятигорского черкеса...»

Честность

«И пошёл к пустому месту, / На прекрасную невесту / Посмотреть ещё хоть раз...»

«Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь...»

Любовь к царевне

«И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой...», «И с невестою своей / Обвенчался Елисей...»

«Тебя / Все мы любим...»



Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика

Елисей

Богатыри

Черты характера

Повышенная эмоциональность, внешнее проявление чувств: «Зарыдал», «Горько плачет», «Взывая», «Помолясь». Экспрессивные обращения к силам природы: «Свет наш...», «Мой дружок...», «Ты могуч...»

Внутренняя стойкость, выдержка, умение скрывать свои чувства: «Братья молча постояли / Да в затылке почесали...»; «Женихи ей поклонились, / Потихоньку удалились...»; «Братья в горести душевной / Все поникли головой...»


III. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки из фонохрестоматии.
Рецензирование актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

IV. Прослушивание подобранных учителем фрагментов из музыкальных интерпретаций сказок Пушкина.

Ответы на вопросы 2—4 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Домашнее задание

Составить план и письменную сравнительную характеристику двух героев (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Найти и посмотреть один из анимационных фильмов по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Написать на него краткий отзыв.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!