СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 25. Сочинение -описание. Мое любимое животное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Формировать умение  учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению - описанию на тему “Моё любимое животное”; закрепить знания о типах и стилях речи;
  2. Расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных; совершенствовать навык составления плана сочинения;
  3. Развивать  умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Текст»

Текст № 1.

КОШКИ ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

Текст № 2.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…


Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..


Текст № 1.

КОШКИ ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

Текст № 2.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…


Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..


Текст № 1.

КОШКИ ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

Текст № 2.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…


Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..



Просмотр содержимого документа
«Урок № 25. Сочинение-описание. Мое любимое животное»

5


5 класс

Урок 25.

Сочинение-описание. Мое любимое животное

Цели:

  1. Формировать умение учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению - описанию на тему “Моё любимое животное”; закрепить знания о типах и стилях речи;

  2. Расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных; совершенствовать навык составления плана сочинения;

  3. Развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно;

  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным;

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают типы и стили речи;

  2. Могут подобрать материал к сочинению по заданной теме, составить план

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

  4. Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Деление на пары. Стратегия «Гляделки».


Рассчитавшись на первый – второй, ученики встают друг против друга, глазами они показывают того, с кем хотят работать в паре

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Загадка

Свернувшись калачиком, спит.
Такой маленький и хороший.
И носиком нежно сопит;
Не хочется и тревожить.

К нему подойду и поглажу
По шерстке, нежной и гладкой.
Подумайте: кто такой важный
Крадется ко мне украдкой?

  1. А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из отрывка,

который написал Юрий Куклачев.

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал на помощь, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь.

Отгадывают загадку









Определяют животное

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного.

Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в сочинении.

Тема нашего сочинения, как вы уже знаете, домашнее животное.

Идея (основная мысль) – центральная мысль произведения; то, что хотел сказать автор.

Сформулируем тему: описать животное (его внешний вид, повадки, особенности)

Идея: показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите.

Формулируют задачи урока

  1. Открытие нового

знания.






Физминутка.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.)

2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками).

3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки).



  1. Перед вами два текста. Определите стилевую принадлежность

каждого текста и докажите, почему вы так считаете.

Текст № 1.

Кошки домашние (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

Текст № 2.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение).

Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ.

Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята.

Физминутка

  1. Заполнение опорной таблицы

    Что описываем

    Прилагательные

    Глаголы

    Лапы

    как сапожки, с мягкими подушечками…


    Хвост

    черный с белым кончиком, пушистый, длинный…

    извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

    Шерсть

    гладкая, блестящая


    Характер

    ласковый, своенравный


    Окрас (цвет)

    дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…


    Глаза

    большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…

    смотрят, просят, улыбаются…

    Усы

    длинные, черные, тонкие…

    топорщатся, торчат, виснут…

    Мордочка

    вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…


    Ушки

    маленькие, черненькие…


  2. Орфографическая минутка.

Ч…рный (цвет) Б…льшие (глаза) Дли…ые (усы) Барх…тные (лапки)

Вн…мательный (взгляд) Мя…кий (характер) Пуш…стая (шерсть)

В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание?

  1. Составление плана

План.

  1. Вступление. О каком животном я буду писать? Как животное появилось у нас в доме?

  2. Основная часть

  1. Описание животного (какое оно?) (Мордочка, глазки, носик, ушки, окрас и т.д.)

  2. Шалунья (Как играет, бегает, шалит, спит и т.п. Тело, лапки, движения)

  3. Необычные ситуации, повадки, истории

  1. Заключение. Например: Мы все очень любим кошку, она украшает наш дом и нашу жизнь, словно солнечный лучик дарит нам тепло и ласку.

  2. Чтение образца описания. Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куп-

рина «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..

Работают в паре. Обсуждение коллективное



















Выполняют упражнения


Заполняют в паре таблицу, по мере заполнения обсуждают в классе свои записи













Самопроверка по эталону





Работают над составлением плана, в обсуждении выбирают наиболее точный и лучший вариант










Слушают, называют особенности текста - описания, его достоинства, соответствие теме и идее







  1. Подведение ито-

гов.

Рефлексия «Лестница успеха»

Отмечают на «лестнице» свою готовность к самостоятельному написанию сочинения

Домашнее задание.


Написать сочинение по плану. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя