СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 26. Тема "страшного мира" в лирике Блока. Развитие понятия об образе-символе. 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать учащимся, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема «страшного мира»; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 26. Тема "страшного мира" в лирике Блока. Развитие понятия об образе-символе. 11 класс.»

УРОК № 26
Тема: Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока.
Развитие понятия об образе-символе.

Цель: показать учащимся, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема «страшного мира»; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах, аудиозапись «Прелюдии соль мажор» С. В. Рахманинова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема «страшного мира»; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Можно ли утверждать, что в своём раннем творчестве Блок продолжает традиции поэзии XIX в. (мироощущение лирического героя, интонация, ритмика, размеры стиха)? Приведите для сравнения поэтические произведения.
• Сравните стихи символистов и «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока. Что в них общего?
• Какие черты поэтического стиля А. А. Блока отличают его стихи от произведений поэтов-символистов?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Вся моя жизнь — в моих стихах…» — писал Александр Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о котором поведал его лирический герой.

Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своём стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовёт «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим кабинетом А. А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являя мир социальной несправедливости, мир социального зла. Картины бездуховного мира проходят перед читателем и в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот где приходится жить лирическому герою.

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Но поэт найдёт в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни.

IV. Работа над темой урока

1. «В литературно-музыкальном салоне»:
инсценизация

1 - й  в е д у щ и й.
17 августа 1903 года состоялась свадьба Александра Блока и Любы Менделеевой. Началась семейная жизнь. Она будет трудной: слишком разными были представления этих людей о любви, семье, счастье. А пока Блоки поселились в квартире отчима, в офицерском корпусе Гренадёрских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряжённый, будничный, усталый ритм. И это было преддверье тяжёлых, трагических событий в жизни России: надвигалась русско-японская война 1905 го да. О том, как впечатления жизни преломились через сознание Блока, хорошо сказал К. И. Чуковский: «Блок из своего беспредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Шесть лет он пел свои песни в безлюдном и беспредметном пространстве, теперь он понял, что есть люди. Первое, что он узнал о людях: им больно».
(Звучит «Прелюдия до диез минор» С. В. Рахманинова.)

2 - й  в е д у щ и й.
Ощущение неблагополучия, назревающей катастрофы овладевает душой поэта. Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, он был слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным хранителем поэта, изменить существующие на земле законы.

«Страшный мир» вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска, а бежать в мир фантазий невозможно. «Распутья», «Пузыри земли», «Город» — так называются сборники стихов, написанные Блоком с 1902-го по 1908 гг.

Весной 1906 г. у Блока появилось излюбленное место под Петербургом — Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. В те времена это был захолустный дачный посёлок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая, воплощённая пошлость. Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики — стихотворение «Незнакомка».
(Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся.)

1 - й  в е д у щ и й.
Очень скоро стихотворение стало широко известно в литературной и не только литературной среде, о нём заговорили как о событии. Блок и сам почувствовал, что так, с такой пронзительной силой, он не писал ещё никогда. В чём состоит удивительная загадка «Незнакомки»?

Стихотворение построено на контрасте. Первые строфы «Незнакомки» вводят нас в мир совершенно иной, нежели в «Стихах о Прекрасной Даме». Здесь нет никакой таинственности, всё предельно реально и пошло: вместо храма — захолустный ресторан, вместо неземного служения мечте и любви — «скука загородных дач». Исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчёркнутая прозаичность деталей. (Прочитывают первые четыре строфы.)

Всё в этой части стихотворения подчинено одной цели — показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное её прожигание. Одинок в этом мире человек. Его единственный друг — собственное отражение в стакане вина.

2 - й  в е д у щ и й.
Под влиянием вина мир меняется, становится зыбким, нереальным. Опьянение? Нет, с героем стихотворения происходит совсем не то, что у «пьяниц с глазами кроликов». Подступает могучая сила вдохновения, преобразующая мир. И происходит чудо. Сквозь всё пошлое и унизительное, что окружает героя, ему видится прекрасное и таинственное:

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…

Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются: звучит уже знакомая нам музыка блоковского ассонанса. К. И. Чуковский, вспоминая, какое воздействие оказывали на него и его поколение стихи А. А. Блока, писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатления, когда после сплошного “а” в незабвенной строке:

Дыша духами и туманами,— вдруг это “а” переходит в “е”
И веют древними поверьями…»

1 - й  в е д у щ и й.
В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощённая в облике загадочно прекрасной женщины. Явление её непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в её портрете — «девичий стан, шелками схваченный» и «в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», её упругие шелка «веют древними поверьями». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике синий цвет означал неземное, звёздное, высокое, чаще всего недостижимое.

Вместе с Незнакомкой на смену деталям грубой повседневности приходит «очарованная даль», и человеку открывается то, что недоступно повседневности: странный, нереальный, но прекрасный мир, напоминающий мечту, сказку, сон; проступают видения иных миров, сказочно прекрасные и неодолимо влекущие:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

2 - й  в е д у щ и й.
Поэту, который ушёл в эту «очарованную даль» от того, что томило и угнетало его, повседневно оскорбляло его чувство красоты, справедливости, человечности, кажется, что всё вокруг чудесно преобразилось, сбылись самые возвышенные мечты и он живёт уже в каком-то другом мире, где всё обретает бессмертную красоту. И кажется, вот-вот раскроется перед ним непостижимый и истинный смысл жизни. На высокий идеал в душе поэта не может посягнуть даже «страшный мир». Но изменить, преобразовать «страшный мир» мечта не может.

Наступает трагическое и горькое отрезвление, возвращение к обыденности. Трагичен финал стихотворения, ибо мечта, красота спасает человека от окружающей жизни лишь на мгновенье, но не способна что-либо изменить в «страшном мире»:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине!..

2. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• В чём своеобразие композиции стихотворения?
• Какое представление поэта о жизни она символизирует?
• Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?
• Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?
• Какую роль играет симметричность построения произведения?
• Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

В) Коллективная работа
над составлением опорного конспекта
(запись на доске и в тетрадях)



Комментарий к опорному конспекту.
Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создаёт ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, возвращающего в конечном итоге в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишённых определений и логически не связанных между собой, что ещё больше подчёркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями.
Причём все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет».

3. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Фабрика»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?
• Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?
• Какие ассоциации вызывает эпитет «жолтый»? В чём своеобразие его написания?
• Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?
• Можно ли дать логическое истолкование этим образам?
• Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?
• Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

В) Обобщение учителя

— Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины»). Эпитет «жолты», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «жёлтого» у Ф. М. Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы.

С миром зла связан и другой символический образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившегося в мире.

4. «Умники и умницы»:
сопоставительная работа (в парах)
• Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки», но обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа. Изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение.
Сопоставьте стихотворения «Незнакомка» и «В ресторане».
Проанализируйте зрительные образы, музыкальные контрасты, лексический словарь стихотворений.
Что общего в этих поэтических шедеврах А. А. Блока?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя

— Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, и через душу поэта прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своём творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия «вочеловечения».

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Предложить собственную интерпретацию стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Ознакомиться с другими стихотворениями цикла «Пляски смерти». Как помогло это знакомство в истолковании стихотворения?
2. Опережающие задания (3–4 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Блока «На железной дороге», «Россия», из цикла «На поле Куликовом».

Источник
: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!