СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 26 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Й, й.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Й, й; научить выполнять звуковой анализ слов «чайка», «гайка»; создать условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 26 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Й, й.»

Урок 26
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Й, й

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Й, й; научить выполнять звуковой анализ слов «чайка», «гайка»; создать условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву й; умеют различать звуки речи, обозначать на письме звук й’, выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; составление предложений к иллюстрации; логические – словообразование (изменение слова путем замены одной буквы).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

УЕЗЖАЮ

До свидания, друзья.

Еду, еду, еду я –

Не в метро и не в трамвае,

Не в вагоне электрички,

А в коробке из-под чая –

Или нет – верхом на спичке,

На соломинке скачу,

На пушинке я лечу.

Не в Рязань, не в Казань,

не в Ростов, не в Тамбов,

Не в Африку, не в Азию,

А в страну Фантазию!

Г. Сапгир

– Хотите поехать со мной? С собой в дорогу мы возьмём внимание, воображение, сообразительность.

– Начинаем фантазировать…

II. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку:

Спозаранку за окошком –

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

Впереди сидит хозяин

И ногою бьёт в набат.

Поворачивает ловко

Рукоять перед окном.

Там, где надпись «Остановка»,

Останавливает дом.

То и дело на площадку

Входит с улицы народ,

А хозяйка по порядку

Всем билетики дает.

(Трамвай.)

– Произнесите слово-отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. (й’.)

– Что вы про него знаете? (Гласные е, ё, ю, я в особых случаях обозначают два звука, один из которых й’.)

На доске:

й’

?

– Какими буквами обозначается этот звук? От чего зависит выбор буквы?

– Вы правы. Звук й’ обозначается буквами е, ё, ю, я, но есть и буква й.

III. Открытие нового знания.

1. Сказка про Й.

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И – тонкий, короткий, букве У – трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно И краткое ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, – размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».

Спохватились гласные, что И краткому никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?

– Знаешь что? – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.

Подумало И краткое, зевнуло. Потом ещё зевнуло и ещё подумало.

– А мне, – говорит, – эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.

– Как же ты будешь жить без звука? – недоумевали гласные.

– А что, разве нельзя?

– Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты всё-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.

Поколебалось И краткое, поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:

– Я согласный!

– Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.

Стоит И краткое, раздумывает: звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.

Так И краткое решило и сказало:

– Все эти звуки мне ни к чему.

– До свидания, – говорят согласные, – ищи себе работу по нраву.

Без работы в алфавите не проживешь.

Ходит И краткое, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.

С трудом перебивается И краткое на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно – этого нет. Трудно И краткому, хоть криком кричи. Может, оно и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А. Шибаев.)

– Пока слушали сказку, наш трамвай вёз нас по рельсам фантазии, а теперь… стой! Первая остановка – «Звукобуквенные схемы».

2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».

– Рассмотрите схему слов.

– Составьте звукобуквенную модель слов «чайка», «гайка», используя фишки и изученные буквы.

– Какой буквой можно обозначить й’ в этих словах?

– Буква й – это наш водитель трамвая – вагоновожатый. Давайте познакомимся с ним поближе.

3. Знакомство с буквой Й, й.

Эта буква не простая, голос краток и сердит,

Потому что запятая на её плечах сидит.

– Рассмотрите букву й.

– Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.

– Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются.

– Продолжите ряд слов. (Чайка, гайка, майка, зайка, лайка, байка, сайка, шайка и т. п.)

Напишите букву эту,

Как идёт она по свету.

Где она – там вечный бой.

Всюду крики: «Ой-ой-ой!»

Но зато с ней дружат чайки,

Без неё не сделать гайки,

Без неё не сваришь чай…

Что за буква, отвечай!

4. Дифференцированная работа.

1) Заучивание двустишья со слов учителя (нечитающие учащиеся).

Наверху у Й – кавычка,

Словно маленькая птичка!

Т. Синицына

– Подчеркните слова, которые можете прочитать. (и, на, ей, у, неё.)

2) Работа по учебнику. Чтение четверостишья Н. Кудыкиной (читающие учащиеся).

– Едем дальше!

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй!

Все пройдёт! – сказал Ай-ай.

– Давайте и мы «погуляем» по странице «Букваря».

3) Чтение слов и предложений.

– Прочитайте слова по столбикам. Как их прочитал бы Ой? А Ай? Прочитайте.

– Прочитайте предложения. Какое предложение подходит к иллюстрации? Сколько предложений?

– Какие предложения связаны между собой? Прочитайте.

– А вот и остановка!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Словарно-лексическая работа.

– Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперёд. Впереди – тоннель (показ иллюстрации). Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землей, в горах.)

– Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Учитель выдерживает паузу.) Что представили?

С темнотой плохие шутки,

У неё характер жуткий,

Ей бы только колдовать

И проходу не давать.

В темноте любой сучок

Превращается в крючок,

А засушенный стручок

Превращается в сачок.

П. Синявский

6. Работа в группах.

– Буква й тоже умеет колдовать. Не верите?

На лужайке были маки – стали майки.

У барона были баки – стали байки.

Это всё особа Йот колдовство свое ведёт.

Всё на пальцы дует и колдует…

– А теперь попробуйте вы.

Человек колдует, в чашку с чаем дует.

И совсем случайно вспомнит тайну:

Как можно из чая превратиться в чайку?

– У каких слов наблюдается такое «превращение»? (Майка – лайка.)

– Тоннель кончается, но выход из него преградила решётка. Чтобы её открыть, надо заполнить таблицу, меняя одну букву.

л

е

й

л

а

й

м

а

й

м

о

й

р

о

й

– Прочитайте новые слова.

7. Игра «Превращения слов».

– Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы й. Что же делать? (Превращать: заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.)

– Никто не остался на остановке. Всё в порядке, можно ехать!

8. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».

– У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе.

– Прочитайте слова.

– Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идёт по две стрелочки. (Эти слова одинаково читаются, а значения у них разные.)

– Докажите, составьте словосочетания с данными словами.

– А вы можете привести примеры таких слов? (Ручка, кран, ключ и др.)

IV. Первичное закрепление.

1. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы й.

– Закрасьте зелёным карандашом те части рисунка, в которые вписана буква й.

– Объясните, почему был выбран зелёный цвет. (Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук.)

2) Задание «Соедини».

– Соедините картинки со словами, которые даны на страничке.

2. Составление предложений к иллюстрации.

– Продолжаем фантазировать. Ой, ребята, тише!

КОШКИН СОН

Вот кошка дремлет на окошке,

Мурлычет – просто благодать.

А что сегодня снится кошке –

Лишь мышка может отгадать.

М. Пляцковский

«А вот и не угадали», – проснувшись, кошка сказала.

– Прочитайте слова, записанные на доске: рой, улей, ой-ой-ой. Придумайте свой кошкин сон, используя рисунок и данные слова.

3. Работа по карточкам.

– Мы уже читали, писали, сочиняли, а сейчас будем… рисовать.

Задание для читающих учеников:

– Откройте все буквы, которые изучили. (Е, й, ё, л, и, н, р, а.)

Задание для нечитающих учеников:

– Соберите всё, что необходимо для рисования.

4. Чтение рассказа В. Голявкина «Четыре цвета».

Учитель читает стихотворение «Краски».

Если, кроме чёрной,

Нет в запасе красок,

То не нарисуешь

Ни чудес, ни сказок.

Если, кроме чёрной,

Есть другие краски,

То рисуй картинку

Смело, без опаски.

М. Пляцковский

– Ребята, вы любите рисовать? Что вы обычно рисуете, какие цвета выбираете?

– Наш трамвай привёз нас в гости к первокласснику Алику, о котором написал В. Голявкин в рассказе «Четыре цвета».

1) Задания: для читающих учеников – самостоятельное чтение текста; для нечитающих учеников – подчёркивание знакомых букв, слов, которые могут прочитать.

2) Повторное чтение рассказа В. Голявкина (читающими учениками).

– Каких животных нарисовал Алик?

– Что сказал папа, когда увидел рисунок?

– Что Алик нарисовал потом?

– Какие краски (цветные карандаши) есть у вас? (Белая, красная, синяя, жёлтая.)

– Что бы вы нарисовали каждой краской?

5. Работа по учебнику. Конечная остановка «Алгоритм».

– Чтобы не ошибиться при записи слов со звуком й’, следует двигаться шаг за шагом:

 послушать слово, выделить в нём звук й’;

 определить позицию звука й’ в слове;

 найти эту позицию на схемах обозначения звука й’;

 обозначить звук й’ в соответствии с его позицией в слове.

– Пользуйтесь данным правилом. Иначе…

Задание для читающих учеников: прочитать четверостишие С. Маршака.

Задание для нечитающих учеников: прочитать выделенные слова, сравнить их. (Зайка – заика.)

– С помощью фишек выложите звукобуквенные модели слов.

– В каком слове гласных звуков больше?

– Ответьте на вопрос С. Маршака.

V. Рефлексия деятельности.

– Подходит к концу наше путешествие. Вспомните сказку про й. Удалось ли букве й остаться без работы?

– Какую работу выполняет эта буква?

Букву Й нигде в начале

Русских слов мы не встречали.

Идеал её внимания –

Середина, окончание.

Т. Синицына

Рубрика «Это интересно!».

Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя её начали употреблять гораздо раньше.

Почему эта буква называется и краткое? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый краткаи с краткой. А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить и краткое.