Обществознание, 9 класс
Урок № 26-27
Административные правоотношения и уголовное право
/практикум/
Д.З.: индивидуально
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- Создать условия для практического применения учащимися знаний в сфере административного и уголовного права через решение ситуационных задач;
- Создать условия для формирования умений применять полученные знания не только при решении учебных ситуационных задач, но и в жизненных ситуациях.
- Содействовать позитивному отношению к праву и закону
Понятия, термины
- административное право;
- административные правоотношения;
- субъекты и объекты административного права;
- черты административных правоотношений;
- административные правонарушения;
- виды административных наказаний; предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация
- уголовное право; уголовно-правовые отношения;
- преступление, квалификация преступлений;
- уголовный кодекс;
- общественная опасность, противоправность, виновность;
- уголовная ответственность;
- уголовное наказание;
- вина, необходимая оборона, крайняя необходимость.
Что надо знать и уметь
Знать основные положения темы.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
- Обобщить изученный материал;
- делать выводы по данной теме
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Решение ситуационных задач
Задача №1. Гражданин Сидоров обратился в суд на неправомерные действия администрации частного предприятия, которая не производила на его лицевой пенсионный счёт отчисления. В суде он получил разъяснения о том, что сначала следует обратиться в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем (в случае отказа) решать вопрос в суде. Правомерны ли данные Сидорову разъяснения?
Задача №2. Гражданин Иванов посчитал, что муниципальный орган по его месту жительства незаконно вынес решение о наложении на него штрафа. Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что по месту жительства данная жалоба не была рассмотрена.Верно ли разъяснили Иванову его права в суде?
Задача №3. Гражданин Петров подал иск в суд на противоправные действия сотрудника милиции, применившего незаконное задержание. Судья посоветовал Петрову первоначально обратиться к начальнику ОВД (Отдела Внутренних Дел), только затем в суд. Дайте оценку действиям судьи.
Задача №4. Владелец частного магазина Сидоровский за нарушение правил торговли санитарных норм был одновременно оштрафован административной комиссией муниципального органа исполнительной власти и главным санитарным врачом. Сидоровский обратился в суд на необъективность штрафа, так как никто из покупателей не пострадал, жалоб на качество товаров не предъявлял, а взыскание слишком сурово. На чьей стороне будет суд? Почему?
тест
1.Верны ли суждения
А. Граждане обладают дееспособностью с момента рождения
Б. Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности только с 18 лет
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли суждения
А. Главным признаком преступления является противоправность
Б. И преступления и правонарушения одинаково опасны для общества
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
тест
3.Нормы уголовного права применяются, если
1) нарушен порядок усыновления
2)произошло незаконное увольнение
3)совершено хищение
4) не выполнен договор
4. Преступлением называется
1) отказ от участия в выборах
2) общественно -опасное деяние
3) дисциплинарный проступок
4) религиозный фанатизм
тест
5.Видом уголовного наказания является
1) лишение гражданских прав
2) обязательные работы
3) предупреждение
4) выговор
6. В отличие от административного правонарушения уголовное
1) всегда строго наказывается
2) является общественно-опасным
3) является противоправным действием
4) предполагает виновность лица
тест
7. Верны ли суждения
А. Уголовное наказание зависит от тяжести преступления
Б. К несовершеннолетнему могут быть применены только меры воспитательного воздействия
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. К отраслям публичного права относится
1) Конституционное право
2) Семейное право
3) Гражданское право
4) Международное право
тест
9 Установите соответствие между правовой ситуацией и видом преступления
1) мошенничество А) преступления против личности
2) похищение Б) преступления против собственности
3) оскорбление
4) разбой
5) угон автомобиля
Впишите полученный ответ в таблицу
10. Найдите в приведенном ниже списке деяния, относящиеся к категории тяжких преступлений. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) вымогательство
2) оскорбление
3) хулиганство
4) убийство
5) грабеж
6) захват заложника
Ответ : --------------------------
тест
11. Найдите в приведенном ниже списке наказания, применяемые только в уголовном праве. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) штраф
2) обязательные работы
3) лишение свободы
4) исправительные работы
5) лишение специального звания
6) пожизненное лишение свободы
Ответ:--------------------------------
12. Установите соответствие между правовой ситуацией и видом преступления
1) террористический акт А) преступления против
2) захват заложника общественной безопасности
3) побои Б) преступления против жизни и
4) убийство здоровья
5) хулиганство
6) оставление в опасности
Впишите полученный ответ в таблицу
тест
13.Верны ли суждения
А. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма квалифицируется российским законодательством как преступление
Б. Правонарушения делятся на гражданские, административные, частные и уголовные
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. К несовершеннолетним не может быть применено наказание в виде
1) штрафа
2) пожизненного лишения свободы
3) мер воспитательного воздействия
4) обязательных работ
тест
15. Найдите в приведенном ниже списке деяния, за которые ответственность наступает с 14 лет. Выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания
1) нанесение морального вреда
2) угон транспортного средства
3) неуплата налогов
4) разбойное нападение
5) контрабанда
6) вымогательство
Ответ: --------------------------
16. Верны ли суждения
А. Состояние алкогольного или наркотического опьянения является смягчающим обстоятельством
Б. Явка с повинной является смягчающим обстоятельством
1) верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задачи по уголовному праву:
Ситуация 1.
Газета «Доброволец» г. Луха опубликовала статью, в которой приводились факты растраты казенных денег. На следующий день в редакцию позвонили из местной администрации с требованием дать опровержение. Через день было выпущено постановление местной власти о временном закрытии газеты до решения суда.
Ситуация 2.
В 9 часов утра в отделение милиции г. Воркуты позвонил неизвестный и сообщил о том, что в здании школы №18 заложена бомба и до ее взрыва остались считанные минуты.
В районе быстро перекрыли движение транспорта, школьники были эвакуированы, но взрыва не последовало. Звонившего нашли. Им оказался ученик 9 класса Сергей Носов, который таким способом пытался сорвать контрольную работу.
Задачи по уголовному праву:
Ситуация 3.
Совершеннолетний Сахаров А. и трое пятнадцатилетних подростков, находясь в нетрезвом состоянии, решили провести состязания в силе. При помощи найденных прутов они разбили подножье обелиска и сильно повредили сам памятник павшим воинам. При задержании подростки пытались скрыться.
Ситуация 4.
Восьмиклассники Петров и Смирнов в поисках развлечений наткнулись на висевшее, на стене ружье. Степанов нашел в ящике патрон и предложил «попугать» воробьев. Выйдя на балкон, ребята стали стрелять по птицам.
Задачи по уголовному праву:
Ситуация 5.
Ранее судимый гражданин Петров долго не мог найти работу и решил раздобыть деньги другим путем. Прихватив с собой 15-летнего сына, Петров отправился на «дело».
Переодевшись в форму военнослужащего, Петров является к родственникам своих «однополчан», чтобы передать весточку от сына или мужа. Многие с Петровым соглашались передать деньги и вещи. В результате за 2 дня Петров и его сын получили около 5 тысяч рублей, но были задержаны.
Ситуация 6.
Изнывая от безделья, девятиклассник Стеклов Антон искал развлечение. Увидев кота, не задумываясь, Антон вытащил зажигалку и, поймав животное, начал его мучить.
Задачи по уголовному праву:
Ситуация 7.
Ученик 5 класса Семенов Саша отказался ходить в школу. Из разговора выяснилось, что он боится двух девятиклассников Иванова В. И Панова С., которые каждый день требуют у него деньги и отбирают вещи, угрожая физической расправой.
Ситуация 8.
Пожилой мужчина шел по дороге. За ним следовал гражданин Сидоров. У мужчины, шедшего впереди, выпал кошелек с деньгами и документами. Гражданин Сидоров, не задумываясь, подобрал кошелек и положил к себе в карман, ничего не сказав обладателю.
Задачи по уголовному праву:
Что из перечисленного является примером правонарушения
А) отказ одного из супругов от совместного проживания в семье;
Б) ложное свидетельство в процессе уголовного расследования;
В) досрочный уход студента из института;
Г) отказ избирателя от голосования.
Преступление отличается от административного проступка
А) наличием угрозы применения государственного принуждения;
Б) виновностью деяния;
В) степенью общественной опасности;
Г) наличием возможности рассмотрения в суде
Задачи по уголовному праву:
В отличии от административного проступка, к преступлению относится
А) оскорбительное приставание в гражданам;
Б) нецензурная брань в общественном месте;
В) управление автомобилем в нетрезвом виде;
Г) неуставные отношения в армии;
Д) изготовление, хранение, сбыт наркотиков;
Е) переход улицы в неустановленном месте;
Ж) безбилетный проезд в общественном транспорте;
З) опоздание на уроки в школе
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки ( 1 ) и преступления ( 2 ): Грабеж, торговля с рук в неустановленных местах, кража, невыполнение договора, неоплаченный проезд в транспорте, вымогательство, повреждение телефона-автомата, мошенничество.
Запишите ответ в виде полученного перечня цифр.
Задачи по уголовному праву:
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
5. Подростки курили в школьном туалете.
6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
9. Подростки умышленно повредили рельсы, что привело к крушению поезда.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Ответы
1) 4; 2) 4; 3) 3; 4) 2; 5) 2;
6) 2; 7) 1; 8) 1; 9) БААББ;
10) 456; 11) 1; 12) ААББАБ;
13) 1; 14) 2; 15) 246; 16) 2