СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. Стихотворения в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 29. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».9 класс»

Урок 29. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

Основное содержание урока
Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихов о любви.

I. Концерт-миниатюра из ранних стихов А. С. Пушкина о любви: например:

« Элегия», «Желание», «Наслаждение, «Пробуждение» и др.

Какой представлял Пушкин юношескую любовь?

II. Актуализация знаний о теме любви в творчестве А. С. Пушкина:

— Каково отношение Пушкина к теме любви? Как оно проявилось в сказках поэта, «Повестях Белкина», «Дубровском», «Капитанской дочке»?

— Как отразилась тема любви в стихотворениях Пушкина «Зимнее утро», «Дорожные жалобы», «Признание» ( «Я вас люблю, - хоть я бешусь…»)?  

— Почему в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Пушкин считает любовь источником творчества и вдохновения?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Встреча с Н. Н. Гончаровой» (Приложение 1)

— Почему А. С. Пушкин в конце 1829 года «подумывал о деревне или о путешествии»?

— Какое впечатление произвела на него встреча с Н. Н. Гончаровой?

— Какую роль в его жизни сыграло самовольное путешествие на Кавказ?

— С какой целью Пушкин задумал издание «Литературной газеты»? Какова дальнейшая судьба этого издания?

— Какие лирические шедевры создал Пушкин в начале 1830-х годов?

IV. Прослушивание актёрского чтения и обсуждение
стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»:

— Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

— Главное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как понять эти слова?

— Как взаимодействуют в стихотворении мир внешний, природный и внутреннее состояние лирического героя?

— На какие композиционные части делится текст? Определите и прокомментируйте ключевые образы каждой части.

— В чём смысл отсутствия глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличения количества глаголов в трёх последних стихах?

— Прокомментируйте два последних стиха. Почему сердце лирического героя не может не любить?

— Где находится лирический герой, если горы Грузии кажутся ему холмами? Какой характер придаёт переживанию его «вселенский» масштаб?

— Как и почему меняется цветовой колорит текста: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»?

— Почему в финале чувство любви приобретает обобщённый характер?

— Прочитайте статью учебника «„На холмах Грузии лежит ночная мгла…“ (1828)» (Приложение 2):

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

— Прослушайте романс Н. Римского-Корсакова «На холмах Грузии…».

Что нового добавляет пушкинскому тексту музыкальное сопровождение и мастерство исполнителя?

V. Прослушивание актёрского чтения и обсуждение стихотворения Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может...»:

— Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?

— Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»? Какой смысл в том, что глагол «любить» стоит в прошедшем времени?

— Какое чувство вызывает у поэта неудавшаяся любовь: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, иронию? Объясните свой выбор.

— Главное место в стихотворении занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой смысл при этом выявляется?

— Прочитайте статью учебника «„Я вас любил: любовь ещё, быть может…“ (1829)» (Приложение 3):

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

— Прослушайте романс Б. С. Шереметьева «Я вас любил…».

Что нового добавляет стихам музыка и мастерство исполнителя?

Обобщающая беседа:

Как изменилось отношение к теме любви в ранней и поздней лирике?

VI. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые

Групповая работа.
Знакомство с адресатами любовной лирики А. С. Пушкина,
исполнение стихов, им посвящённых, прослушивание романсов на эти стихи.

Отчёты о выполнении домашней поисковой работы.
(При наличии времени знакомству с адресатами любовной лирики Пушкина можно отвести отдельный урок.)

Группа 1. Амалия Ризнич.
«Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный…»), «Для берегов отчизны дальной…».


Группа 2. Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
«Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман…».

Группа 3. Мария Николаевна Раевская (Волконская).
«Редеет облаков летучая гряда…»,
«Не пой, красавица, при мне…».

Группа 4. Анна Алексеевна Оленина.
«Предчувствие» («Снова тучи надо мною…»), «Город пышный, город бедный…».

Группа 5. Наталия Николаевна Гончарова (Пушкина).
«Мадонна», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».

План выступления групп:

1. Сообщение об адресате любовной лирики, её встречах с поэтом.

2. Показ портретов.

3. Выразительное чтение стихотворений.

4. Комментарии к ним.

5. Анализ одного из стихотворений в каждой группе (по выбору учителя).

VII. Прослушивание романсов на стихи А. С. Пушкина:
А. П. Бородина «Для берегов отчизны дальной…», С. В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне…» и др.
(О стихах, посвящённых А. П. Керн, школьники узнали в 8 классе.)

Обобщающая беседа:

Вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Литературовед Р. Белоусов (см.: «Я помню чудное мгновенье…» / сост. Р. Белоусов. — М., 1988.) написал: «Установление адресатов лирики Пушкина помогает прочтению истории движений его души».

Подтвердите или опровергните это мнение.

Итоговые вопросы:

Докажите, что любовь, по мнению А. С. Пушкина, это высшее проявление духовной жизни человека.

В чём обобщённый смысл стихов Пушкина о любви?

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений А. С. Пушкина.

Сделать его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный альбом «Две Болдинские осени в творчестве Пушкина».

Приложение 1


ВСТРЕЧА ПУШКИНА
С ГОНЧАРОВОЙ

Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. В поздних стихотворениях Пушкин пишет об этом чувстве сдержанно, но тем самым оно предстает значительнее и богаче.

Среди треволнений и забот Пушкин в жизни оставался исключительно радушен, порою весел и даже беспечен, любил бывать в Петербурге в кругу старых друзей, особенно у добрейшего Дельвига, с радостью появлялся в московских и петербургских гостиных. Но светское общество начало надоедать ему, он подумывал о деревне или о путешествии.

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет.

Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.

Огорченный, Пушкин отправился в давно задуманное, но не разрешенное ему правительством путешествие. Он ехал на Кавказ, где шла война с Турцией.

Путь лежал в ставку генерала Паскевича, командующего русской армией. Вместе с русскими войсками поэт вошел в Арзрум. На юге он написал целый ряд произведений («Путешествие в Арзрум», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кавказ», «Обвал», «Делибаш»).

По возвращении в Россию Пушкина ждали новые неприятности: за самовольную поездку он получил выговор от Бенкендорфа, в журналах бранили его поэму «Полтава». Пушкин ответил несколькими эпиграммами и заметками. Однако полемику нужно было вести более широко. Поэт давно задумывался о собственном печатном органе. Теперь мечта стала близкой. В Петербурге он нашел немногих старых друзей: лицеистов и «арзамасцев». Благодаря Пушкину несколько литераторов — Жуковский, Дельвиг, Вяземский, Баратынский, Плетнев, Гнедич — объединились с целью основать «Литературную газету», которая вышла в 1830 году. В 1831 году она прекратила свое существование, оставив, однако, заметный след в истории русской журналистики: в ней поощрялись реалистические тенденции в литературе и были заложены основы литературной критики в России.

В эти годы Пушкин создал превосходные лирические произведения: «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Что в имени тебе моем?», «В часы забав иль праздной скуки...», «Сонет», «Поэту», «Мадонна», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). В большинстве стихотворений Пушкина нет тоски, скуки, нет муки. В них сохраняется печаль, светлая и чистая.

(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).


Приложение 2

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829).

В стихотворении отсутствуют яркие и красочные эпитеты. Только две метафоры — «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: «Мне грустно и легко...», «Унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит...», «...Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него не зависит виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить».

Ночному пейзажу в стихотворении соответствует незримый мир души. Оба невидимы. Их соединяет спокойствие, умиротворение. Но состояние природы («ночная мгла») несходно с переживанием героя («печаль моя светла»). Вызвано это тем, что природу созерцает наполненная любовью душа. «Сердце... горит и любит», несмотря на то что ему нет ответа. Неразделенная любовь вызывает печаль, грусть, уныние. Герой испытывает противоречивые, контрастные настроения — «грустно» и «легко», «печаль» и «светла».

Для поэта-романтика эти образы и мотивы служили бы выражением разобщенности героя с возлюбленной и с миром, одиночества, невозможности достижения идеала. У Пушкина иначе: отсутствие взаимности не вносит в душу героя разлад, не отдаляет его от мира. Герой мысленно соединяется с возлюбленной, хотя она и осталась к нему неблагосклонной («Печаль моя полна тобою,/ Тобой, одной тобой...»).

Любовь героя, даже если она безответная, смягчает страдание, вызванное неразделенностью чувства. Не отменяя ни грусти, ни печали, она рождает новые переживания, обогащается новыми оттенками. Поэт с некоторым удивлением замечает, что «грусть» его «легка», печаль «светла», что «унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит...». Так появляются необычные поэтические сращения: «грустно и легко», «печаль моя светла». В них контрастные чувства сливаются и становятся нераздельными. Поэт примирил противоречия в душе, гармонизировал их и передал гармонические отношения героя с миром. После Пушкина эти, казалось бы, странные сочетания стали обозначать сложные переживания, связанные с большими чувствами, остающимися неосуществимыми.

Чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных потребностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к этому пушкинскому шедевру.

Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отмечено и стихотворение «Я вас любил...».

(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).



Приложение 3

«Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829).

Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она живет в нем. Светлая печаль вызвана безответной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас любил...» Поэт раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно...

В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству — самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже своего неразделенного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим») и одновременно возводит свою любовь в такую высокую степень, которой не может достичь никакая другая любовь.

Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Вопросы и задания:

1. Какое из стихотворений о любви кажется Вам более сильным, более полно выражающим чувства автора?

2. Выучите одно из этих стихотворений наизусть, оттенив при чтении очарование поэта красотой, бескорыстие в любви.

3. Объясните слова и словосочетания: печаль моя светла, сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Попробуйте защитить выбор поэтом именно этих, а не других слов для выражения самого высокого чувства человека — чувства любви.

(Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение).






Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя