Урок 29
речевой этикет: выражение просьбы
и вежливого отказа в различных ситуациях
общения. повторение правил переноса слов
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила переноса слов без стечения согласных; способствовать усвоению приёмов и последовательности списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят свой ответ с предложенным вариантом; контролируют собственные действия.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
− Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
• Книга подобна воде. Дорогу пробьёт везде.
− Книга – самое замечательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны значки. Глаза наши смотрят, и вдруг начинается настоящее волшебство.
Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду и про дом,
Про собаку и про кошку,
И про всех понемножку.
II. Вступительное слово учителя.
− В некотором царстве, в некотором государстве, не в наших краях да во чужих землях, живёт да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по всему свету, беречь книги и следить за порядком в библиотеках.
Вот что он рассказывает о книге:
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
(Показ иллюстрации.)
И вот наконец наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступнее книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела-умнела, и ныне
Доверили книгу великой машине.
Н. Кончаловская
− Сейчас книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 45 новых книг.
• Книга – это труд многих людей, это искусство.
• Книга – это источник знаний.
• Книга – это друг и советчик.
• Книгу, всем понятную,
Умную, занятную
Мальчики и девочки –
Все читать хотят.
− Книга… короткое и звучное слово. А древние греки её называли медленно и торжественно – «библиа». Место, где она хранилась, называли библиотекой, хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилом. Вот к нему-то мы и отправимся.
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р.).
− Как вежливо попросить у товарища книгу, которую вам хочется прочитать? Выберите наиболее подходящие предложения из предложенных в учебнике.
− Какие книги вы посоветовали бы прочитать своим одноклассникам? Как это сделать правильно?
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Разбор ситуации. Выполнение упражнения 2.
На слайде записаны пословицы о книгах.
− Прочитайте, запишите одну в тетрадь.
Тренировочные упражнения в написании слов с сочетаниями чу-, ча- (упражнение 3). (Комментированное выполнение.)
• Кто много читает, тот много знает.
• Книга – окно в мир, почаще заглядывай в неё.
• Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.
• С книгой жить – век не тужить.
Учитель читает стихотворение А. Шибаева «Как я перенёс слова».
− Какое правило вы должны напомнить первокласснику?
− Покажите на деле, как надо переносить выделенные в тексте стихотворения слова.
Самостоятельная работа (упражнение 5). (Взаимопроверка.)
2. Первичное закрепление во внешней речи.
− Отгадайте загадку. (Упражнение 6.) Спишите её с комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
− Все книги родились в дремучем лесу. Долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в учебник, сборник сказок. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд и беречь книгу.
− Гном Библиарий приглашает вас в удивительный дом, хозяйкой которого является Её Величество Книга. Называется он библиотекой.
Библиотека. В зале тишина.
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая,
Которым жизнь навеки продлена…
V. Итог урока (Л.).
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей уважать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найдёнова
4