СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ВЫРАЖЕНИЕ ПРОСЬБЫ И ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕНОСА СЛОВ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила переноса слов без стечения согласных; способствовать усвоению приёмов и последовательности списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок 29. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ВЫРАЖЕНИЕ ПРОСЬБЫ И ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕНОСА СЛОВ.»

Урок 29
речевой этикет: выражение просьбы
и вежливого отказа в различных ситуациях
общения. повторение правил переноса слов

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила переноса слов без стечения согласных; способствовать усвоению приёмов и последовательности списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят свой ответ с предложенным вариантом; контролируют собственные действия.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

− Прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Книга подобна воде. Дорогу пробьёт везде.

− Книга – самое замечательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны значки. Глаза наши смотрят, и вдруг начинается настоящее волшебство.

Книга поможет узнать обо всём:

Про одежду и про дом,

Про собаку и про кошку,

И про всех понемножку.


II. Вступительное слово учителя.

− В некотором царстве, в некотором государстве, не в наших краях да во чужих землях, живёт да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по всему свету, беречь книги и следить за порядком в библиотеках.

Вот что он рассказывает о книге:


Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука,

И так продолжалось века и века.

(Показ иллюстрации.)

И вот наконец наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступнее книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела-умнела, и ныне

Доверили книгу великой машине.

Н. Кончаловская


− Сейчас книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 45 новых книг.

• Книга – это труд многих людей, это искусство.

• Книга – это источник знаний.

• Книга – это друг и советчик.

• Книгу, всем понятную,

Умную, занятную

Мальчики и девочки –

Все читать хотят.


− Книга… короткое и звучное слово. А древние греки её называли медленно и торжественно – «библиа». Место, где она хранилась, называли библиотекой, хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилом. Вот к нему-то мы и отправимся.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р.).

− Как вежливо попросить у товарища книгу, которую вам хочется прочитать? Выберите наиболее подходящие предложения из предложенных в учебнике.

− Какие книги вы посоветовали бы прочитать своим одноклассникам? Как это сделать правильно?


IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

Разбор ситуации. Выполнение упражнения 2.

На слайде записаны пословицы о книгах.

− Прочитайте, запишите одну в тетрадь.

Тренировочные упражнения в написании слов с сочетаниями чу-, ча- (упражнение 3). (Комментированное выполнение.)

• Кто много читает, тот много знает.

• Книга – окно в мир, почаще заглядывай в неё.

• Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

• С книгой жить – век не тужить.

Учитель читает стихотворение А. Шибаева «Как я перенёс слова».

− Какое правило вы должны напомнить первокласснику?

− Покажите на деле, как надо переносить выделенные в тексте стихотворения слова.

Самостоятельная работа (упражнение 5). (Взаимопроверка.)


2. Первичное закрепление во внешней речи.

− Отгадайте загадку. (Упражнение 6.) Спишите её с комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.

− Все книги родились в дремучем лесу. Долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в учебник, сборник сказок. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд и беречь книгу.

− Гном Библиарий приглашает вас в удивительный дом, хозяйкой которого является Её Величество Книга. Называется он библиотекой.


Библиотека. В зале тишина.

Ты здесь сидишь, часов не замечая,

Друзей своих испытанных встречая,

Которым жизнь навеки продлена…


V. Итог урока (Л.).

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:


Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей уважать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найдёнова


4