СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29 СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Г], [К] ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: предъявить обязательную для усвоения информацию; научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости (горка – корка, гол – кол), обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок»; способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков [г] – [к], мотивов учения, памяти, речи, аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости); оказывать влияние на воспитание организованности, дисциплинированности.

Просмотр содержимого документа
«Урок 29 СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Г], [К] ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА.»

Урок 29
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [г], [к]
ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА

Цели деятельности педагога: предъявить обязательную для усвоения информацию; научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости (горка – корка, гол – кол), обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок»; способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков [г] – [к], мотивов учения, памяти, речи, аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости); оказывать влияние на воспитание организованности, дисциплинированности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости, сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости, выполнять звуковой анализ слов; обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – ознакомление, осмысление прочитанного произведения, придумывание окончания истории; логические – разгадывание «зашифрованных» слов; сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости и первых звуков в именах детей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Речевая разминка. Игра «Запомни – повтори».

Учащиеся повторяют дорожки слогов и чистоговорки.

Га-ка-га-ка,

Вот течёт река Ока.

Го-ко-го-ко,

Там рыбак недалеко.

Гу-ку-ку-гу,

Нет удачи рыбаку.

Ги-ки-ки-ги,

Помогите, рыбаки!

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Согласные, как вы знаете, бывают звонкими и глухими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки». Но когда одни говорят, их слышно, других очень трудно услышать, как они ни стараются. Это парные согласные по звонкости-глухости. Их ещё называют звуковыми фокусниками. Много хлопот они причиняют. Вот и они.

– Прочитайте слова: ворона, миска, маска, парта, роса.

– Замените первые буквы на одну общую букву. Кто же этот фокусник? (Буква к.)

– Что вы о ней узнали на прошлом уроке? (Ответы учеников.)

– Но у фокусника к есть партнёр. Угадайте этого партнера: буква, которая обозначает согласный звонкий парный звук; в слове «гиря» – мягкий, а в слове «гром» – твёрдый. (Парный – [г].)

– Сегодня мы будем учиться слышать, различать и определять позицию звука в слове. Героями нашего урока будут звуки [г] – [к].

III. Открытие нового знания.

1. Сопоставление звуков [г] – [к] по звонкости-глухости.

– Сравните первые звуки в словах «горка» и «корка». (Они отличаются по звонкости-глухости.)

– Приложите ладонь к горлу. Если «дрожит горлышко» – значит, звонкий согласный.

– Сравните схемы слов. Как вы думаете, что обозначает знак «колокольчик» над звуком [г]?

– Сравните первые звуки слов «гол» и «кол».

– Проверьте на правильность схему слова «колос». Назовите первый звук.

– Замените в слове «колос» первый звук парным звонким согласным звуком.

– Какое слово получилось? (Голос.)

– Расскажите, как в соответствии с моделью должен измениться второй звук в слове «икра». Какое слово получится? (Игра.)

– Прочитайте слова. «Закодируйте» моделью любое слово, а мы попробуем отгадать.

Можно провести данную работу в парах.

– Прочитайте слова, которые оканчиваются на согласную букву.

– Прочитайте слова, которые оканчиваются на гласную.

2. Подбор слов со звуками [г] – [к], расположенными в начале слова (по схемам).

– Познакомьтесь с ребятами. Как их могут звать? (Галя, Костя, Катя, Гриша и др.)

– Сравните первые звуки. Нарисуйте колокольчик, если звук звонкий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Первичное закрепление.

1. Игра «Звуки [г] – [к]».

– Давайте теперь все вместе поиграем.

Между собой уже века живут в согласье Г и К.

И не впадает К в обиду, когда её сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге.

На доске представлены иллюстрации к выделенным словам.

К. Открыл однажды крот

Г. В горе огромный ... (грот),

К. Достал мешок костей

Г. И пригласил ... (гостей).

К. Издалека шакал

Г. На пир к нему ... (шагал),

К. Топтыгин шапку скинул,

Г. Шакал от страха ... (сгинул),

К. А краб бороться с крабом

Г. Давай в тени под ... (грабом).

К. Свернулся ёж в клубок,

Г. Стал сон его ... (глубок).

К. И, закусив корой,

Г. Зайчишка под ... (горой),

Чтоб отличиться в играх,

К. Плясал до боли в ... (икрах).

– Какие пары слов вам удалось запомнить?

– Изобразите схемы пар слов и покажите стрелочкой «чудеса звуковых фокусников». (Знак «колокольчик».)

2. Работа по учебнику. Чтение текста Г. Остера «Секретный язык» по ролям.

– А теперь «звуковые фокусники» просят вас показать, что вы можете.

Для читающих учеников: прочитать текст и придумать окончание истории.

Для нечитающих учеников: составить диалог котёнка и щенка.

– Ребята, что такое секрет? (Ответы учеников.)

– У вас есть секреты? От кого?

– Вы хотите научиться говорить «на секретном языке»?

– Прочитайте «секретные слова».

V. Рефлексия деятельности.

– Какой секрет «звуковых фокусников» вы сегодня узнали?

– Попробуйте рассказать его на «секретном языке».

– Кто может утвердительно сказать: «Я научился различать звуки [г] – [к]»?

– Объясните, почему это знание так важно.