Урок 29
СТИХИ О ПРИРОДЕ.
Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».
«книжная полка» (учебник)
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы, для обогащения читательского опыта, развития умения выражать свое отношение к произведению и описанию картин родной природы, выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют свое отношение к произведению и описанию картин родной природы, оценивают собственную учебную деятельность;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся читать вслух стихотворение и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, дополнять схемы; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения.
Сценарий урока
I. Объявление темы и постановка целей урока.
− Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых. Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Знание признаков времён года.)
− Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир, умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться. Поэт в разных красках, словно художник, открывает нам окружающий мир.
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова
II. Повторение изученного.
1. Игра «Вспомни и назови».
Заранее подготовленные дети выразительно читают отрывки из изученных стихотворений.
– Назовите произведение и автора (можно пользоваться содержанием хрестоматии).
…Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки…
А. Блок «Зайчик»
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
С. Есенин «Поет зима – аукает...»
…По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи...
С. Маршак «Апрель»
2. Работа с рубрикой «Книжная полка».
− Рассмотрите обложки, которые нарисовала В. Цепилова. Правильно назовите представленные книги. (Фамилию автора и заголовок книги.)
− Какие стихи мы вспомнили? Какое ещё стихотворение вам знакомо? (С. Дрожжин «Привет».)
III. Работа по теме урока.
1. Работа со стихотворением Е. Трутневой «Когда это бывает?»: слушание, беседа после слушания, моделирование.
− Что вам понравилось? Что не понравилось? (Дети высказывают свои мнения о произведении.)
− Я вам прочитала стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?». Давайте сделаем обложку (первую страницу) книги.
Кто написал это стихотворение? Это фамилия автора, мы заменим ее красной рамочкой. Нарисуйте «заместитель».
– О чём было стихотворение? (О природе.) Как оно называется? Замените заголовок синей рамочкой.
− Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это стихотворение.) Нарисуем треугольник вместо слова «стихотворение».
− О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом закрасите треугольник? (Зелёным цветом, так как это книга о природе.)
− От чего зависит смена времён года? Отгадайте загадки.
Что весь мир обогревает и усталости не знает?
Улыбается в оконце, и зовут его все… (солнце).
− За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?
Зимой у солнца дел немало –
Укрыть всю землю одеялом,
Убрать под лёд озёра, реки…
− Какие заботы у солнца летом? («Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает…»)
− Чем отличается работа солнца весной и осенью? (Весной: тает снежок, раскрылись почки, деревья одеваются в зелёные листочки. Осенью: листья сыплются дождём, деревья раздеваются, птицы улетают, дождик моросит.)
− Какие изменения в природе отметила Е. Трутнева в своём стихотворении?
2. Повторное слушание. Упражнение в чтении.
3. Работа по группам (изготовление книжки-самоделки).
− Выберите строки, которые хотите выучить наизусть и проиллюстрировать.
Защита творческих работ.
IV. Обобщение.
− Какое новое произведение вошло в круг вашего чтения? Кто его автор?
− Покажите модель обложки и расскажите по ней о новом произведении.
V. Итог урока.
1. Выставка лучших работ. Выразительное чтение стихотворения.
− Как вы считаете, какое время года главное?
2. Инсценировка.
Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное.
Саня. Лето! Летом созревает вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
Коля. Осень – главное время года! Осенью всё с огорода убирают.
Марина. Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года.
Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он всё знает.
Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?
Ведущий. Подумал комбайнер и говорит…
Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай даёт людям. Зимой земля отдыхает, спит. А весной зёрна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.
Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили…
Все (хором). Весна и есть самое главное время года.
(По Ю. Щербакову.)
− Вы согласны, ребята? Определить самое главное время года трудно, а вот назвать любимое – легко.
− Какое время года вы считаете любимым?
Для самостоятельной работы: найти книги со стихами о своём любимом времени года; выучить отрывок и нарисовать к нему иллюстрацию.