СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 29 СТИХИ О ПРИРОДЕ. Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы, для обогащения читательского опыта, развития умения выражать свое отношение к произведению и описанию картин родной природы, выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.

Просмотр содержимого документа
«Урок 29 СТИХИ О ПРИРОДЕ. Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».»

Урок 29
СТИХИ О ПРИРОДЕ.
Е. ТРУТНЕВА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?».
«книжная полка» (учебник)

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы, для обогащения читательского опыта, развития умения выражать свое отношение к произведению и описанию картин родной природы, выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют свое отношение к произведению и описанию картин родной природы, оценивают собственную учебную деятельность;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся читать вслух стихотворение и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, дополнять схемы; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения.

Сценарий урока

I. Объявление темы и постановка целей урока.

− Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых. Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Знание признаков времён года.)

− Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир, умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться. Поэт в разных красках, словно художник, открывает нам окружающий мир.

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

II. Повторение изученного.

1. Игра «Вспомни и назови».

Заранее подготовленные дети выразительно читают отрывки из изученных стихотворений.

– Назовите произведение и автора (можно пользоваться содержанием хрестоматии).

…Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки…

А. Блок «Зайчик»

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

С. Есенин «Поет зима – аукает...»

…По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи...

С. Маршак «Апрель»

2. Работа с рубрикой «Книжная полка».

− Рассмотрите обложки, которые нарисовала В. Цепилова. Правильно назовите представленные книги. (Фамилию автора и заголовок книги.)

− Какие стихи мы вспомнили? Какое ещё стихотворение вам знакомо? (С. Дрожжин «Привет».)

III. Работа по теме урока.

1. Работа со стихотворением Е. Трутневой «Когда это бывает?»: слушание, беседа после слушания, моделирование.

− Что вам понравилось? Что не понравилось? (Дети высказывают свои мнения о произведении.)

− Я вам прочитала стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?». Давайте сделаем обложку (первую страницу) книги.

Кто написал это стихотворение? Это фамилия автора, мы заменим ее красной рамочкой. Нарисуйте «заместитель».

– О чём было стихотворение? (О природе.) Как оно называется? Замените заголовок синей рамочкой.

− Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это стихотворение.) Нарисуем треугольник вместо слова «стихотворение».

− О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом закрасите треугольник? (Зелёным цветом, так как это книга о природе.)

− От чего зависит смена времён года? Отгадайте загадки.

Что весь мир обогревает и усталости не знает?

Улыбается в оконце, и зовут его все… (солнце).

− За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?

Зимой у солнца дел немало –

Укрыть всю землю одеялом,

Убрать под лёд озёра, реки…

− Какие заботы у солнца летом? («Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает…»)

− Чем отличается работа солнца весной и осенью? (Весной: тает снежок, раскрылись почки, деревья одеваются в зелёные листочки. Осенью: листья сыплются дождём, деревья раздеваются, птицы улетают, дождик моросит.)

− Какие изменения в природе отметила Е. Трутнева в своём стихотворении?

2. Повторное слушание. Упражнение в чтении.

3. Работа по группам (изготовление книжки-самоделки).

− Выберите строки, которые хотите выучить наизусть и проиллюстрировать.

Защита творческих работ.

IV. Обобщение.

− Какое новое произведение вошло в круг вашего чтения? Кто его автор?

− Покажите модель обложки и расскажите по ней о новом произведении.

V. Итог урока.

1. Выставка лучших работ. Выразительное чтение стихотворения.

− Как вы считаете, какое время года главное?

2. Инсценировка.

Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное.

Саня. Лето! Летом созревает вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Коля. Осень – главное время года! Осенью всё с огорода убирают.

Марина. Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года.

Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он всё знает.

Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?

Ведущий. Подумал комбайнер и говорит…

Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай даёт людям. Зимой земля отдыхает, спит. А весной зёрна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.

Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили…

Все (хором). Весна и есть самое главное время года.

(По Ю. Щербакову.)

− Вы согласны, ребята? Определить самое главное время года трудно, а вот назвать любимое – легко.

− Какое время года вы считаете любимым?

Для самостоятельной работы: найти книги со стихами о своём любимом времени года; выучить отрывок и нарисовать к нему иллюстрацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!