Проверил:_________________
Дата: ___.12.15
Учитель: Калашникова И.Г.
Изобразительное искусство 3 класс
Урок 3-2-6
Тема урока: «Зимний пейзаж». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Линейная перспектива. Художественный материал - гуашь.
Цели урока:
образовательная - сформировать знания о выразительных возможностях цвета; продолжить знакомство с понятиями «воздушная и линейная перспектива»;
развивающая - совершенствовать живописные умения работы гуашью в пастозной технике и технике набрызга; развивать внимание и наблюдательность;
воспитательная - воспитывать любовь и эстетическое отношение к природе.
Планируемые результаты:
предметные - знать понятия «воздушная и линейная перспектива»; уметь передавать объекты композиции на плоскости и в пространстве;
личностные - проявлять любовь к природе и эстетическое отношение к действительности;
системно-деятельностные - применять в творчестве полученные знания по перспективе, владеть живописными навыками работы гуашью.
Материалы и инструменты к уроку:
для учителя - фотографии и репродукции с зимними пейзажами;
для учащихся - альбомные листы, простые карандаши, ластик, гуашь, кисти, баночки для воды.
Межпредметные связи: музыка, познание мира, литература.
Ход урока:
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный этап. Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. | Подготовка рабочего места. |
2. | Актуализация опорных знаний. В ходе обсуждения фотографий и репродукций с зимними пейзажами попросить ребят определить и назвать цветовую гамму данного состояния природы. Вспоминаем о знакомом детям понятии «холодные цвета». Определения тональных отношений (светлый - темный), как правило, даются учащимся без труда, и третьеклассники легко их называют. | Рассматривают фотографии и репродукции. - Холодные цвета - это голубой, синий, фиолетовый. |
3. | Побуждение к активной деятельности. Вспоминаем правила отображения воздушной и линейной перспективы. Все объекты, удаленные от зрителя, изображаются светлее, чем ближние. Чем дальше объект, тем он изображается меньше. | Дальние объекты мы рисуем меньше, чем ближние. Все, что находится дальше переднего плана, рисуем более светлыми красками. |
4. | Изучение нового материала. Объявить тему урока. Спрашиваем учащихся: что называется пейзажем? Предложить ученикам изобразить в зимнем пейзаже разные состояния природы: солнечное утро, день, закатный вечер или снегопад. Прежде чем приступать к рисованию, еще раз обратимся к работам известных художников, чтобы понять, какими средствами художнику удается передать состояние природы. | Вспоминают определение: Рассматривают репродукции и определяют, какие средства используют художники для передачи состояния природы. Художник изобразил зимнее утро яркими, но холодными красками. В картине художник показал дальние объекты более светлыми. |
5. | Практическая работа. Творческая деятельность. После обсуждения репродукций дети могут приступить к основному рисунку. Напоминаем ученикам: для того чтобы получить более светлый цвет, в гуашь необходимо добавить белила. А для того чтобы добиться более темного тона - смешать краску с небольшим количеством черной. | Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют сначала карандашный набросок, компонуя объекты на листе. Затем выполняют работу гуашью. |
5. | Кисти следует тщательно промывать в баночке с водой, чтобы остатки краски не внесли в рисунок «грязь». Нужно следить за гармоничным сочетанием цветов и оттенков. Большое разнообразие красок трудно привести к гармонии. Нельзя забывать об общем колорите рисунка. | |
6. | Рефлексия. Спрашиваем, что нового ребята узнали на уроке. | Осуществляют самооценку знаний: - На уроке, я узнал, как при помощи рисунка и цвета передать пространство в пейзаже. |
7. | Итоги: перед подведением итогов, поскольку работа над этой темой всегда проходит очень эмоционально, предложить детям несколько минут отдохнуть, созерцая пейзажи, созданные одноклассниками. | - Рисунки у ребят получились очень красивыми! |
Справочный материал для учителя
Перспектива линейная (от латинского perspicio: «ясно вижу») - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные формы.
В классическом виде (как прямая, линейная, или научная) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспективы - лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение; в пересечении плоскости с проведенными лучами и получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода.
Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), поэтому он кажется более светлым, чем передний план.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, может называться также тональной перспективой.
Проверил:_________________
Дата: ___.12.15
Учитель: Калашникова И.Г.
Изобразительное искусство 3 класс
Урок 3-2-7
Тема урока: «Новогодняя фантазия». Представление о возможностях конструирования и моделирования на практике.
Цели урока:
образовательная - сформировать знания о моделировании и конструировании как основе дизайна и приемах конструирования на базе природных форм;
развивающая - развивать навыки конструирования и эстетическое отношение к действительности;
воспитательная - воспитывать художественный вкус, внимание и любовь к природе, развивать фантазию и воображение.
Планируемые результаты:
предметные - знать понятия дизайна и конструирования; уметь использовать приемы стилизации и обобщения;
личностные - проявлять художественный вкус и эстетическое отношение к действительности;
системно-деятельностные - применять навыки конструирования и моделирования, иметь представления об их возможностях в жизни.
Материалы и инструменты к уроку:
для учителя - фотографии и рисунки снежинок, различные варианты рукотворных снежинок, бумага, ножницы, клей;
для учащихся - бумага, ножницы, клей.
Межпредметные связи: технология, познание мира.
Ход урока:
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный этап. Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. | Подготовка рабочего места. |
2. | Побуждение к активной деятельности. Предложить учащимся рассмотреть иллюстрации снежинок. - Люди давно стремились запечатлеть красоту и разнообразие снежинок, но это очень сложно сделать из-за их хрупкости. Снежинки почти невозможно сфотографировать, так как они быстро теряют форму и тают. Но их можно нарисовать или сделать своими руками. | Внимательно рассматривают предложенный визуальный материал. Делятся своими впечатлениями. - Снежинки очень красивы, у каждой из них своя неповторимая форма. |
3. | Актуализация опорных знаний. Предложить рассмотреть образцы рукотворных снежинок и определить, в какой технике они выполнены. | - Мы видим снежинки, вырезанные из бумаги, снежинки в технике оригами, выполненные из бумажных полос и из гофрированной бумаги. |
| - Займемся моделированием и конструированием снежинки. Моделирование - это построение и изучение моделей реально существующих объектов. Конструирование - процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия. Поэтому вначале нам нужно понять визуальные особенности снежинки. | Называют особенности строения снежинок: |
4. | Изучение нового материала. Предложить учащимся сделать своими руками для украшения класса объемную бумажную снежинку. Практическая работа. Творческая деятельность. Последовательность выполнения работы: - Возьмем два листа бумаги размером 20x40 см. Раскрасим их акварелью, используя технику набрызга. Подождем, пока бумага высохнет. | Внимательно следят за этапами выполнения работы. |
4. | Сложим бумажные листы гармошкой по горизонтали. Перегнем каждую гармошку пополам. Выполним симметричные вырезы на сложенной гармошкой бумаге. Скрепим между собой степлером или прошьем нитками серединки гармошек, затем развернем их. Склеим боковинки снежинок. Работа готова - можно украшать класс. | Вспоминают приемы, с которыми знакомы. Предлагают свои варианты выполнения работы. Самостоятельная работа. |
5. | Рефлексия. Узнаем, что учащиеся познали на уроке. | Самооценка полученных на уроке знаний: - Мы научились приемам моделирования и конструирования снежинки. |
6. | Итоги: итогом работы станет украшенный новогодними снежинками класс. | - Все снежинки очень красивые, а украшенный класс принес новогоднее настроение. |
Справочный материал для учителя
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Конструирование - деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта. Конструированию свойственна работа с натурными моделями и их графическими изображениями (чертежи, эскизы, компьютерные модели). Эти модели и изображения, а также некоторые виды изделий называют конструкциями.