СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории средних веков "Христианская церковь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 3 по истории средних веков. "Христианская церковь"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории средних веков "Христианская церковь"»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П-ф 2, с.21-26, пересказ. Выписать из параграфа новые словарные слова и дать им определение Вопросы после п-фа – проработать устно (!) Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • П-ф 2, с.21-26, пересказ.
  • Выписать из параграфа новые словарные слова и дать им определение
  • Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
  • Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно
Словарные слова: Проповеди Приход Духовенство Миряне Монах Аббат Грех Скриптории Пергамен Тривиум Квадривиум

Словарные слова:

  • Проповеди
  • Приход
  • Духовенство
  • Миряне
  • Монах
  • Аббат
  • Грех
  • Скриптории
  • Пергамен
  • Тривиум
  • Квадривиум
Христианская церковь  в раннее средневековье

Христианская церковь в раннее средневековье

Повторение изученного  Кто такие франки? Какой титул получил Хлодвиг после образования Франкского государства? Какие качества Хлодвига позволили ему стать королём? Как король управлял своим государством? Чем отличалась власть короля от власти военного вождя? Кто такие феодалы? Кто захватил власть в государстве в результате ослабления королевской власти? Где и когда произошло крупное сражение между франками и арабами?

Повторение изученного

  • Кто такие франки?
  • Какой титул получил Хлодвиг после образования Франкского государства?
  • Какие качества Хлодвига позволили ему стать королём?
  • Как король управлял своим государством?
  • Чем отличалась власть короля от власти военного вождя?
  • Кто такие феодалы?
  • Кто захватил власть в государстве в результате ослабления королевской власти?
  • Где и когда произошло крупное сражение между франками и арабами?
Вспомните! Что называется религией? Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им Какой народ первым пришел к вере в одного бога? Евреи Евреи Когда появилось христианство? 2 000 лет тому назад 2 000 лет тому назад Кто был создателем этой религии? Иисус Христос Иисус Христос Где это произошло? Римская империя. Палестина Римская империя. Палестина

Вспомните!

Что называется религией?

  • Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им
  • Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им

Какой народ первым пришел к вере в одного бога?

  • Евреи
  • Евреи

Когда появилось христианство?

  • 2 000 лет тому назад
  • 2 000 лет тому назад

Кто был создателем этой религии?

  • Иисус Христос
  • Иисус Христос

Где это произошло?

  • Римская империя. Палестина
  • Римская империя. Палестина
Вспомните! Чему учил Иисус Христос? Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите и не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите, и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите и не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите, и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Какое значение имело появление этой религии? Укрепление государственной власти; объединение народа; развитие культуры Укрепление государственной власти; объединение народа; развитие культуры

Вспомните!

Чему учил Иисус Христос?

  • Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите и не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите, и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
  • Помогайте бедным;
  • прощайте обиды и обидчиков;
  • не судите и не судимы будете;
  • просите и дано будет вам;
  • ищите, и найдете;
  • как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Какое значение имело появление этой религии?

  • Укрепление государственной власти; объединение народа; развитие культуры
  • Укрепление государственной власти;
  • объединение народа;
  • развитие культуры
Император Константин в 313 году разрешил свободно исповедовать христианство. В конце IV века оно становится единственной разрешенной религией.

Император Константин в 313 году разрешил свободно исповедовать христианство.

В конце IV века оно становится единственной разрешенной религией.

1. Хлодвиг и христианская церковь

1. Хлодвиг и христианская церковь

Византийский император Анастасий прислал Хлодвигу пурпурную мантию и диадему – знаки императорской власти Крещение Хлодвига (около 498 г.)

Византийский император Анастасий прислал Хлодвигу пурпурную мантию и диадему – знаки императорской власти

Крещение Хлодвига

(около 498 г.)

Во что верить? Как верить? Ответы искали богословы Отцы церкви: Августин Иероним Иоанн Златоуст Точка зрения, одержавшая победу в спорах и закрепленная мнением большинства - ? Догмат

Во что верить? Как верить?

Ответы искали богословы

Отцы церкви:

  • Августин
  • Иероним
  • Иоанн Златоуст

Точка зрения, одержавшая победу в спорах и закрепленная мнением большинства - ?

Догмат

Последствия принятия христианства Хлодвигом Усиление власти Хлодвига среди гало-римского населения Поддержка христианской церковью политики Хлодвига Приобщение франков к римской культуре Усиление влияния церкви на завоеванных франками территориях

Последствия принятия христианства Хлодвигом

Усиление власти Хлодвига среди гало-римского населения

Поддержка христианской церковью политики Хлодвига

Приобщение франков к римской культуре

Усиление влияния церкви на завоеванных франками территориях

2. Духовенство и миряне

2. Духовенство и миряне

. Символ веры Первые христианские соборы, созванные в Никее, свели важнейшие догматы в символ веры Учение, соответствующие символу веры, называли ортодоксальным (правоверным, православным ) 325 г. 381 г. Церковь называла себя КАФОЛИЧЕСКОЙ , т.е. вселенской, всеобщей 1054 г. Произошел раскол церкви на Западную – католическую и Восточную – православную.

.

Символ веры

  • Первые христианские соборы, созванные в Никее, свели важнейшие догматы в символ веры

Учение, соответствующие символу веры, называли ортодоксальным (правоверным, православным )

325 г.

381 г.

Церковь называла себя КАФОЛИЧЕСКОЙ , т.е.

вселенской, всеобщей

1054 г. Произошел раскол церкви на Западную – католическую и

Восточную – православную.

Такое устройство церкви называется :  ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

Такое устройство церкви называется :

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

В конце lV- начале V в. Римские епископы присвоили себе право называться папами, то есть быть главой всей церкви

В конце lV- начале V в. Римские епископы присвоили себе право называться папами, то есть быть главой всей церкви

Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о её благосостоянии, покровительствовали монастырям Крестьяне платят церкви церковную десятину. Средневековая миниатюра

Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о её благосостоянии, покровительствовали монастырям

Крестьяне платят церкви церковную десятину. Средневековая миниатюра

3. Монастыри

3. Монастыри

Монашество  «черное духовенство» «монахос» (греч.) - одинокий На Востоке На Западе 1-я пол. VI века – был основан св. Бенедиктом монашеский орден; Монастыри (крупные) назывались аббатствами , а настоятели – аббатами; Были центрами культуры и образования Монашество зародилось в Сирии, Палестине и Египте; Первыми монахами были люди, бежавшие от мирской суеты и посвятившие свою жизнь молитвам.

Монашество

«черное духовенство» «монахос» (греч.) - одинокий

На Востоке

На Западе

  • 1-я пол. VI века – был основан св. Бенедиктом монашеский орден;
  • Монастыри (крупные) назывались аббатствами , а настоятели – аббатами;
  • Были центрами культуры и образования
  • Монашество зародилось в Сирии, Палестине и Египте;
  • Первыми монахами были люди, бежавшие от мирской суеты и посвятившие свою жизнь молитвам.
план Сен-Галленского монастыря, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в. . К — спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором; R — трапезная, с кухней (S) и кладовой (С); А —помещение аббата; В — мастерская копиистов и библиотека; Е— школа; Н — помещение для гостей; Р — помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища; М — больница со специальной капеллой; налево от капеллы — больница для духовных лиц, направо — для посторонних; F — ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.

план Сен-Галленского монастыря, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в.

.

К — спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;

R — трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);

А —помещение аббата;

В — мастерская копиистов и библиотека;

Е— школа;

Н — помещение для гостей;

Р — помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;

М — больница со специальной капеллой; налево от капеллы — больница для духовных лиц, направо — для посторонних;

F — ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.

Церковь и античное наследие . В богослужении использовался латинский язык; Богословские сочинения писались тоже на латыни; Античные знания по астрономии помогали вычислять христианские праздники; Античная строительная техника помогала сооружать церкви; Церковь сохранила позднеримскую систему образования .

Церковь и античное наследие

.

  • В богослужении использовался латинский язык;
  • Богословские сочинения писались тоже на латыни;
  • Античные знания по астрономии помогали вычислять христианские праздники;
  • Античная строительная техника помогала сооружать церкви;
  • Церковь сохранила позднеримскую систему образования .
4. Искусство рукописной книги

4. Искусство рукописной книги

В монастырях создавались скриптории  – мастерские по переписке рукописей Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей. Они писали текст каллиграфическим (красивым) почерком. К этому времени был выработан единообразный четкий шрифт.

В монастырях создавались скриптории – мастерские по переписке рукописей

Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей. Они писали текст каллиграфическим (красивым) почерком. К этому времени был выработан единообразный четкий шрифт.

Средневековая книга В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамента.

Средневековая книга

В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамента.

Страницы украшали заставки и орнамент Инициал – заглавные буквы в начале красной строки В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму Утрехтская Псалтырь (lХ век, Нидерланды)

Страницы украшали заставки и орнамент

Инициал – заглавные буквы в начале красной строки

В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму

Утрехтская Псалтырь (lХ век, Нидерланды)

На изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят Средневековая книга в современной библиотеке

На изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят

Средневековая книга в современной библиотеке

Книг было мало, и стоили они очень дорого. Книги дарили в самых торжественных случаях Приношение книги в дар герцогу Бургундии Карлу Смелому

Книг было мало, и стоили они очень дорого. Книги дарили в самых торжественных случаях

Приношение книги в дар герцогу Бургундии Карлу Смелому

5. Образование в ранее Среднивековье

5. Образование в ранее Среднивековье

Ступени школьного образования 1-я ступень – ТРИВИУМ: Грамматика (умение читать и писать на латыни); Риторика ( красноречие); Диалектика (искусство рассуждать). 2-я ступень – КВАДРИВИУМ: Арифметика; Геометрия; Астрономия; Музыка. В монастырской школе

Ступени школьного образования

1-я ступень – ТРИВИУМ:

  • Грамматика (умение читать и писать на латыни);
  • Риторика ( красноречие);
  • Диалектика (искусство рассуждать).

2-я ступень – КВАДРИВИУМ:

  • Арифметика;
  • Геометрия;
  • Астрономия;
  • Музыка.

В монастырской школе

Закрепление изученного  Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к черному и белому духовенству? Расскажите о среднивековых рукописных книгах. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? Чему учили в школах? Как происходило обучение?

Закрепление изученного

  • Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
  • Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к черному и белому духовенству?
  • Расскажите о среднивековых рукописных книгах.
  • Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
  • Чему учили в школах?
  • Как происходило обучение?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П-ф 2, с.21-26, пересказ. Вопросы после п-фа – проработать устно (!) Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • П-ф 2, с.21-26, пересказ.
  • Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
  • Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно
Использованные ресурсы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru Титульный слайд CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru Слайд 3 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова Слайд 4  http:// www.levashov.info/Books/Sveta/39-Tjma/08.jpg http://www.traditioninaction.org/SOD/SODimages2/094_BaptismClovis.jpg Слайд 6 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http:// www.1c.ru Слайд 7 www.fcior.ru Электронный модуль «Христианизация Европы» Слайд 8 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова Слайд 9 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru Слайд 10 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a04b6f8-c691-4218-91f9-d11b683b69f1/%5BIS6SV_1-5%5D_%5BPD_01-r%5D.jpg Слайд 11 www.fcior.ru Электронный модуль «Картина мира средневекового человека» Слайд 12 www.fcior.ru Электронный модуль «Культурное наследие Средневековья. Образование и наука», «Культура раннего средневековья»

Использованные ресурсы

Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г.

CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru

Титульный слайд CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru

Слайд 3 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова

Слайд 4 http:// www.levashov.info/Books/Sveta/39-Tjma/08.jpg

http://www.traditioninaction.org/SOD/SODimages2/094_BaptismClovis.jpg

Слайд 6 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http:// www.1c.ru

Слайд 7 www.fcior.ru Электронный модуль «Христианизация Европы»

Слайд 8 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова

Слайд 9 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru

Слайд 10 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a04b6f8-c691-4218-91f9-d11b683b69f1/%5BIS6SV_1-5%5D_%5BPD_01-r%5D.jpg

Слайд 11 www.fcior.ru Электронный модуль «Картина мира средневекового человека»

Слайд 12 www.fcior.ru Электронный модуль «Культурное наследие Средневековья. Образование и наука», «Культура раннего средневековья»

Слайд 13 www.fcior.ru  Электронный модуль «Культура раннего Средневековья» http:// church.yalta.ua/material/172 http :// my.mail.ru/community/japana-china-f-a/2EEBBFC2E88C5B26.html http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f4c718b4-41ea-4f69-9c34-97631497cde5/%5BIS6SV_1-5%5D_% 5BPD_02-r%5D.jpg Слайд 14 www.fcior.ru  Электронный модуль «Культура раннего Средневековья»

Слайд 13 www.fcior.ru

Электронный модуль «Культура раннего Средневековья»

http:// church.yalta.ua/material/172

http :// my.mail.ru/community/japana-china-f-a/2EEBBFC2E88C5B26.html

http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f4c718b4-41ea-4f69-9c34-97631497cde5/%5BIS6SV_1-5%5D_% 5BPD_02-r%5D.jpg

Слайд 14

www.fcior.ru

Электронный модуль «Культура раннего Средневековья»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!