ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- П-ф 2, с.21-26, пересказ.
- Выписать из параграфа новые словарные слова и дать им определение
- Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
- Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно
Словарные слова:
- Проповеди
- Приход
- Духовенство
- Миряне
- Монах
- Аббат
- Грех
- Скриптории
- Пергамен
- Тривиум
- Квадривиум
Христианская церковь в раннее средневековье
Повторение изученного
- Кто такие франки?
- Какой титул получил Хлодвиг после образования Франкского государства?
- Какие качества Хлодвига позволили ему стать королём?
- Как король управлял своим государством?
- Чем отличалась власть короля от власти военного вождя?
- Кто такие феодалы?
- Кто захватил власть в государстве в результате ослабления королевской власти?
- Где и когда произошло крупное сражение между франками и арабами?
Вспомните!
Что называется религией?
- Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им
- Вера человека в сверхъестественное (духов, богов) и поклонение им
Какой народ первым пришел к вере в одного бога?
Когда появилось христианство?
- 2 000 лет тому назад
- 2 000 лет тому назад
Кто был создателем этой религии?
- Иисус Христос
- Иисус Христос
Где это произошло?
- Римская империя. Палестина
- Римская империя. Палестина
Вспомните!
Чему учил Иисус Христос?
- Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите и не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите, и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
- Помогайте бедным;
- прощайте обиды и обидчиков;
- не судите и не судимы будете;
- просите и дано будет вам;
- ищите, и найдете;
- как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Какое значение имело появление этой религии?
- Укрепление государственной власти; объединение народа; развитие культуры
- Укрепление государственной власти;
- объединение народа;
- развитие культуры
Император Константин в 313 году разрешил свободно исповедовать христианство.
В конце IV века оно становится единственной разрешенной религией.
1. Хлодвиг и христианская церковь
Византийский император Анастасий прислал Хлодвигу пурпурную мантию и диадему – знаки императорской власти
Крещение Хлодвига
(около 498 г.)
Во что верить? Как верить?
Ответы искали богословы
Отцы церкви:
- Августин
- Иероним
- Иоанн Златоуст
Точка зрения, одержавшая победу в спорах и закрепленная мнением большинства - ?
Догмат
Последствия принятия христианства Хлодвигом
Усиление власти Хлодвига среди гало-римского населения
Поддержка христианской церковью политики Хлодвига
Приобщение франков к римской культуре
Усиление влияния церкви на завоеванных франками территориях
2. Духовенство и миряне
.
Символ веры
- Первые христианские соборы, созванные в Никее, свели важнейшие догматы в символ веры
Учение, соответствующие символу веры, называли ортодоксальным (правоверным, православным )
325 г.
381 г.
Церковь называла себя КАФОЛИЧЕСКОЙ , т.е.
вселенской, всеобщей
1054 г. Произошел раскол церкви на Западную – католическую и
Восточную – православную.
Такое устройство церкви называется :
ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ
В конце lV- начале V в. Римские епископы присвоили себе право называться папами, то есть быть главой всей церкви
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о её благосостоянии, покровительствовали монастырям
Крестьяне платят церкви церковную десятину. Средневековая миниатюра
3. Монастыри
Монашество
«черное духовенство» «монахос» (греч.) - одинокий
На Востоке
На Западе
- 1-я пол. VI века – был основан св. Бенедиктом монашеский орден;
- Монастыри (крупные) назывались аббатствами , а настоятели – аббатами;
- Были центрами культуры и образования
- Монашество зародилось в Сирии, Палестине и Египте;
- Первыми монахами были люди, бежавшие от мирской суеты и посвятившие свою жизнь молитвам.
план Сен-Галленского монастыря, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в.
.
К — спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;
R — трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);
А —помещение аббата;
В — мастерская копиистов и библиотека;
Е— школа;
Н — помещение для гостей;
Р — помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;
М — больница со специальной капеллой; налево от капеллы — больница для духовных лиц, направо — для посторонних;
F — ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.
Церковь и античное наследие
.
- В богослужении использовался латинский язык;
- Богословские сочинения писались тоже на латыни;
- Античные знания по астрономии помогали вычислять христианские праздники;
- Античная строительная техника помогала сооружать церкви;
- Церковь сохранила позднеримскую систему образования .
4. Искусство рукописной книги
В монастырях создавались скриптории – мастерские по переписке рукописей
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей. Они писали текст каллиграфическим (красивым) почерком. К этому времени был выработан единообразный четкий шрифт.
Средневековая книга
В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамента.
Страницы украшали заставки и орнамент
Инициал – заглавные буквы в начале красной строки
В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму
Утрехтская Псалтырь (lХ век, Нидерланды)
На изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят
Средневековая книга в современной библиотеке
Книг было мало, и стоили они очень дорого. Книги дарили в самых торжественных случаях
Приношение книги в дар герцогу Бургундии Карлу Смелому
5. Образование в ранее Среднивековье
Ступени школьного образования
1-я ступень – ТРИВИУМ:
- Грамматика (умение читать и писать на латыни);
- Риторика ( красноречие);
- Диалектика (искусство рассуждать).
2-я ступень – КВАДРИВИУМ:
- Арифметика;
- Геометрия;
- Астрономия;
- Музыка.
В монастырской школе
Закрепление изученного
- Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
- Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к черному и белому духовенству?
- Расскажите о среднивековых рукописных книгах.
- Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
- Чему учили в школах?
- Как происходило обучение?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- П-ф 2, с.21-26, пересказ.
- Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
- Рубрика «Подумайте» – зад.№ 3 - письменно
Использованные ресурсы
Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г.
CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru
Титульный слайд CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru
Слайд 3 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова
Слайд 4 http:// www.levashov.info/Books/Sveta/39-Tjma/08.jpg
http://www.traditioninaction.org/SOD/SODimages2/094_BaptismClovis.jpg
Слайд 6 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http:// www.1c.ru
Слайд 7 www.fcior.ru Электронный модуль «Христианизация Европы»
Слайд 8 Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин , В.И.Уколова
Слайд 9 CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом http://www.1c.ru
Слайд 10 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a04b6f8-c691-4218-91f9-d11b683b69f1/%5BIS6SV_1-5%5D_%5BPD_01-r%5D.jpg
Слайд 11 www.fcior.ru Электронный модуль «Картина мира средневекового человека»
Слайд 12 www.fcior.ru Электронный модуль «Культурное наследие Средневековья. Образование и наука», «Культура раннего средневековья»
Слайд 13 www.fcior.ru
Электронный модуль «Культура раннего Средневековья»
http:// church.yalta.ua/material/172
http :// my.mail.ru/community/japana-china-f-a/2EEBBFC2E88C5B26.html
http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f4c718b4-41ea-4f69-9c34-97631497cde5/%5BIS6SV_1-5%5D_% 5BPD_02-r%5D.jpg
Слайд 14
www.fcior.ru
Электронный модуль «Культура раннего Средневековья»