СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 3. Пословицы и поговорки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
  2. развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы;  развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
  3. показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и казахского народа, воспитывать толерантное отношение друг к другу. 

Просмотр содержимого документа
«Игра Знатоки пословиц»

Игра «Знатоки пословиц»

  1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

  2. Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)

  3. Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

  4. Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).

  5. Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

  6. Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

  7. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

  8. Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)



Просмотр содержимого документа
«РМ. Изучаем пословицы и поговорки»

Изучаем пословицы и поговорки

  1. Из списка пословиц подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и

прокомментировать их: о чем эти пословицы, чему учат, к чему призывают. По возможности дополните другими пословицами

1-ая группа: пословицы о Родине

 2- ая группа: о природе

 3 –ая и 4 – ая   группа: о здоровом образе жизни

5 – ая и 5 – ая группа: о семье



  1. « Всякому мила своя сторона».

  2. « Лес и воды – краса природы»

  3. « Лес да растения – зверю спасение»

  4. « Враг природы тот, кто лес не бережёт»

  5. « На чужой стороне и весна не красна»

  6. « На что и клад, когда в семье лад»

  7. « На чужой стороне и сокола зовут вороной»

  8. « Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

  9. «Здоровье сгубишь – новое не купишь»

  10. « Птица рада весне, а дитя – матери»

  11. «Ближе матери друга нет»

  12. « Захворать – один день, а поправляться семь

  13. «На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

  14. « Здоровье дороже богатства»

  15. « При солнышке тепло, а при матери добро»

  16. « В здоровом теле здоровый дух»

  17. «Курить – здоровью вредить»

  18. «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

  19. « Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

  20. «Береги Родину, как зеницу ока»



  1. Подберите к казахским пословицам похожие по значению русские. Запишите их в тетрадь

  1. Лучше сорока, чем плохой ястреб -

  2. Трус и овечьей головы боится –

  3. Не хлопай сильно дверью, в которую нужно будет еще войти –

  4. Кто ходит тихо, тот пройдет много -

  1. Определите, о чем эти пословицы

1 группа. Из песни слова не выкинешь.
2 группа. Как аукнется, так и откликнется.
3 группа. Любишь кататься, люби и саночки возить.
4 группа. Рыбак рыбака видит издалека.
5 группа. Я про сапоги, а он про пироги.
6 группа. Готовь летом сани, а зимой телегу.

  1. Знаете ли вы? О чем или о ком говорят пословицы

1. У него куры денег не клюют.

  1. Профессионал.

  2. Ленивый человек.

  3. Богатый человек.

2. Когда рак свистнет. Что-то произойдет...

  1. Очень скоро.

  2. Когда босс прикажет.

  3. Никогда.

3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

  1. Нелогичное рассуждение.

  2. Мир поразительно многообразен.

  3. У дяди в огороде много бузины.

4. В воде по горло, а пить просит.

  1. Подвергнутый казни водой.

  2. Лентяй.

  3. Рассеянный.

5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

  1. Думай прежде, чем сказать. 

  2. Хитрого на слове не поймаешь. 

  3. Вольную птицу словом не удержишь.

6. Куда Макар телят не гонял. О том, кто уехал...

  1. В опасное место.

  2. В райское место.

  3. Очень далеко.



Просмотр содержимого документа
«Урок № 3. Пословицы и поговорки»

5 класс

Урок 3.

Пословицы и поговорки.

Цели:

  1. расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

  2. развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

  3. показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и казахского народа, воспитывать толерантное отношение друг к другу. 

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают определение пословицы и поговорки, умеют отличать их; развивают критическое мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, навыки взаимооценивания

Оборудование:

Учебник русской словесности, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Пожелание»


Ученики одновременно произносят пожелание друг другу из одного слова так, чтобы можно было услышать соседа. 2-3 ученика сообщают, какое пожелание от соседа они услышали

  1. Актуализация опорных знаний.


Какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь предлагаю определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Малые жанры фольклора

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

8) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной.  (приговорка)

2) Зимою греет,

     Весною тлеет,

     Летом умирает,

     Зимой оживет (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

     Киса - серенький хвосток,

     Приходи, киса, ночевать,

     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

9) Раз, два – упала гора,

      Три, четыре – прицепило,

      Пять, шесть – бьют шерсть,

     Семь, восемь – сено косим,

     Девять, десять – деньги весить.   (считалка)

4) Матушка – репка,

  Уродись крепка,

   Капуста  - виласта.

   Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.  (небылица)

10) Обманули дурака

      На четыре кулака,

      На пятое – стуло,

     Чтоб тебя раздуло!

     На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)

6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

  Бух, и провалились.   (потешка)

 11) Ласковое слово слаще мёда.  (пословица)

7) Скачет галка по ельничку,

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

12) Семь пятниц на неделе.   (поговорка)

Небылица

вымысел, лживое сообщение, враньё.

Загадка

выражение, которое нуждается в разгадке.

Закличка

короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Считалочка

стихотворение, которым решали, кому водить в игре.

Колыбельная

песня, которой убаюкивают ребенка.

Пестушка

короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Скороговорка

быстрая речь, быстрый темп речи.


Отвечают, определяют, к какому малому жанру фольклора относятся тексты

  1. Выход на тему урока. Совместное целеполагание.


Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся

АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ.

ГУРД ТСЯЗНАЁПО В ДЕБЕ

- Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

- Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров

УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский

народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Расшифровывают запись.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Определяют тему урока, формулируют задачи

  1. Организация

познавательной деятельности

1 этап работы:

Самостоятельная работа со статьей учебника на стр. 11, работа со словарем на стр.363.

Объясните, что такое пословица и поговорка? 

- В чем различие пословицы и поговорки?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

2 этап работы:

Сравнительный анализ пословицы и поговорки

- Давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Пословица

Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Использование метафор и сравнений

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека


3 этап работы:

Работа в малых группах с пословицами разных тематических групп.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

  1. Разделимся на группы. У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их.

1-ая группа: пословицы о Родине.

 2- ая группа: о природе

 3 –ая  группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье



  1. « Всякому мила своя сторона».

  2. « Лес и воды – краса природы»

  3. « Лес да растения – зверю спасение»

  4. « Враг природы тот, кто лес не бережёт»

  5. « На чужой стороне и весна не красна»

  6. « На что и клад, когда в семье лад»

  7. « На чужой стороне и сокола зовут вороной»

  8. « Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

  9. «Здоровье сгубишь – новое не купишь»

  10. « Птица рада весне, а дитя – матери»

  11. «Ближе матери друга нет»

  12. « Захворать – один день, а поправляться семь

  13. «На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

  14. « Здоровье дороже богатства»

  15. « При солнышке тепло, а при матери добро»

  16. « В здоровом теле здоровый дух»

  17. «Курить – здоровью вредить»

  18. «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

  19. « Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

  20. «Береги Родину, как зеницу ока»


  1. Подберите к казахским пословицам похожие по значению русские

  1. Лучше сорока, чем плохой ястреб - Лучше синица в руках, чем журавль в небе

  2. Трус и овечьей головы боится – Трус и хлопушку принимает за пушку

  3. Не хлопай сильно дверью, в которую нужно будет еще войти – Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

  4. Кто ходит тихо, тот пройдет много - Тише едешь - дальше будешь

  1. Определите, о чем эти пословицы

1. Из песни слова не выкинешь.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
4. Рыбак рыбака видит издалека.
5. Я про сапоги, а он про пироги.
6. Готовь летом сани, а зимой телегу.


4. Знаете ли вы? О чем или о ком говорят пословицы

1. У него куры денег не клюют.

  1. Профессионал.

  2. Ленивый человек.

  3. Богатый человек.

2. Когда рак свистнет. Что-то произойдет...

  1. Очень скоро.

  2. Когда босс прикажет.

  3. Никогда.

3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

  1. Нелогичное рассуждение.

  2. Мир поразительно многообразен.

  3. У дяди в огороде много бузины.

4. В воде по горло, а пить просит.

  1. Подвергнутый казни водой.

  2. Лентяй.

  3. Рассеянный.

5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

  1. Думай прежде, чем сказать. 

  2. Хитрого на слове не поймаешь. 

  3. Вольную птицу словом не удержишь.

6. Куда Макар телят не гонял. О том, кто уехал...

  1. В опасное место.

  2. В райское место.

  3. Очень далеко.


Игровая пауза.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

6. На чужой каравай рта не разевай.

- Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их образ жизни, украшает нашу речь

- Поговорка – это меткое суждение,

часть суждения, незаконченное предложение,

дает оценку поступкам человека, но не поучает, а

выражает чувства

Составляют и заполняют таблицу, обращаясь к материалам учебной статьи






















Ученики объединяются для работы в малые группы по 4 человека, рассчитываются группы на 1-4 (групп будет больше, будут одинаковые задания, например две первых группы)

Анализируют пословицы, выбирают тематически объединенные, пишут небольшой комментарий к пословицам: о чем эти пословицы, чему учат, к чему призывают. По возможности дополняют другими пословицами

1 группа. О Родине

« Всякому мила своя сторона».

« На чужой стороне и весна не красна»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

2-ая группа: о природе

« Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

 3 группа. О здоровом образе жизни

« Здоровье дороже богатства»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

« Захворать – один день, а поправляться семь недель»

 4 группа: О семье

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« На что и клад, когда в семье лад»







Сначала ученики в группах пытаются подобрать похожие пословицы, если не удается, работают коллективно. Записывают их в тетради.







Каждая группа получает по одной пословице, обсуждают в течение 2-х минут, объясняют значение







Работают в группе. Задание - соревнование. Группа, первой определившая о чем идет речь в пословице, поднимает руку, предлагает свой вариант ответа

























Учащиеся делятся на группы по 4 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать

  1. Подведение итогов.

Рефлексия «ИТОГ»

  • Интерес – Что интересного было на уроке?

  • Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

  • Обучение – Чему вы научились?

  • Главное – Что нового на уроке я узнал (а)?

Ученики заполняют таблицу по методу «ИТОГ»

Озвучивают свои ответы

Домашнее задание.


Выучить 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.

Выбрать одну из понравившихся пословиц и написать сочинение - миниатюру

Сочинение мини-рассказов. Образец выполнения домашнего задания

И так сойдёт.

        У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

        Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

        Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

        Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!