СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок 3 Русский язык 10 класс

Тема. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цели: повторить, углубить и обобщить знания о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навы­ки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Ход урока

    1. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы.

    1. Работа по теме урока

1. Работа с таблицей.

Поскольку тропы уже изучались в 5-9 классах, предлагается вы­полнить задание обобщающего характера, которое поможет систе­матизировать знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка. В целях экономии времени ученикам лучше всего раздать листы с заранее распечатанной таблицей, причем запол­ненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в ко­торой даются определения тропов). Задача учеников — распознать каждый троп по определению, данному в таблице 2, и проиллюст­рировать его примером, выбранным из расположенных после таб­лицы предложений. Выполненное и проверенное задание можно будет вложить в папку с самостоятельными работами на уроках- практикумах и использовать при подготовке к ЕГЭ.



Изобразительно-выразительные средства русского языка

Таблица 2

Изобразительно-выразительное средство

Определение

При­меры

Эпитет

Художественное определение предмета, подчер­кивающее его характерное свойство, а также при­дающее ему образность


Метафора

Употребление слова или выражения в перенос­ном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение


Метонимия

Употребление слова или выражения в перенос­ном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами


Синекдоха

Разновидность метонимии, при которой назва­ние части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребля­ется вместо названия части. При этом единствен­ное число часто употребляется вместо множест­венного и наоборот


Сравнение

Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помошью другого


Олицетво­рение

Наделение неодушевленных предметов признака­ми и свойствами человека


Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описы­ваемого предмета, явления


Литота

Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления


Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного поня­тия при помощи конкретного жизненного образа


Оксюморон

Умышленное объединение, казалось бы, не соче­таемых между собой слов


Перифраз (перифраза)

Троп, состоящий в замене названия лица, предме­та или явления описанием их существенных при­знаков или указанием на их характерные черты



Примеры к таблице

1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).

2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).

3. Готов задушить в объятьях {гипербола).

4. Туманный Альбион {перифраз: Англия).

5. При свете тьмы {оксюморон).

6. Мужичок с ноготок {ли­тота).

7. Лес точно терем расписной {сравнение).

8. Политический пасьянс {метафора).

9. Самый взыскательный покупатель най­дет здесь товар по душе {синекдоха).

10. Горячее сердце {эпитет).

11. Лиса — о хитром человеке {аллегория).


2. Выполнение упражнений 5, 6 (с. 14).

    1. Итог урока

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы уча­щихся.

Домашнее задание

        1. § 4—7 (с. 15-20).

        2. Упражнения 8, 9 (с. 14).

        3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художест­венных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указа­нием источника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!