Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок 3 Русский язык 10 класс
Тема. Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка
Цели: повторить, углубить и обобщить знания о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы.
Работа по теме урока
1. Работа с таблицей.
Поскольку тропы уже изучались в 5-9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера, которое поможет систематизировать знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка. В целях экономии времени ученикам лучше всего раздать листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учеников — распознать каждый троп по определению, данному в таблице 2, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений. Выполненное и проверенное задание можно будет вложить в папку с самостоятельными работами на уроках- практикумах и использовать при подготовке к ЕГЭ.
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Таблица 2
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение | |
Метонимия | Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами | |
Синекдоха | Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот | |
Сравнение | Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помошью другого | |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека | |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления | |
Литота | Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления | |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | |
Оксюморон | Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов | |
Перифраз (перифраза) | Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | |
Примеры к таблице
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).
2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).
3. Готов задушить в объятьях {гипербола).
4. Туманный Альбион {перифраз: Англия).
5. При свете тьмы {оксюморон).
6. Мужичок с ноготок {литота).
7. Лес точно терем расписной {сравнение).
8. Политический пасьянс {метафора).
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе {синекдоха).
10. Горячее сердце {эпитет).
11. Лиса — о хитром человеке {аллегория).
2. Выполнение упражнений 5, 6 (с. 14).
Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание
§ 4—7 (с. 15-20).
Упражнения 8, 9 (с. 14).
Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.