Урок № 31
Тема: Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание.
Цель: Показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский
кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
- Мы продолжаем работу по сказке А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам предстоит с вами дать ответ на вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует ли автор принципу русских народных сказок заканчивать произведение победой добра над злом”.
- Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?
Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.
(работа в парах, обсуждение, выписывание на доску).
- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)
- Почему изменилось отношение детей к Алёше? (стал гордым, высокомерным, заносчивым)
- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша? (он потерял волшебное зёрнышко)
Выразительное чтение эпизода “Потеря конопляного зёрнышка”. С.140. ( на след день….)
- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?
(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)
- А для нас с вами это урок?
- Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?
- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика? (хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)
- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?
К чему привела неблагодарность Алёшу? (Он предал маленьких жителей)
- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?
(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).
Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.с.144 ( когда поутру….)
– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве эпиграф к уроку?
(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”. Надо развивать таланты, данные нам. Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).
- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз? (Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).
- Если так трагично заканчивается сказка
- жители подземного королёвства ушли - Алёша наказан - предательство,
то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?
(Да, побеждает.Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).Встречали ли мы в какой-нибудь сказке подобное зло?
- Нет. В фольклорных сказках зло олицетворено или опредмечено: Баба Яга, Змей Горыныч.
- Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?
- Что победило?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему, идею сказки (Запись в тетрадь).
Тема: борьба добра со злом.
Идея: показать разрушительную силу порочного зла в человеке.
Обобщение и систематизация знаний. Фронтальный опрос.
-Какие уроки вы можете извлечь из проанализированной сказки?
-Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?
Сегодня на уроке мы увидели, как вслед за Пушкиным и Жуковским русские писатели «осваивали» жанровые особенности сказки, еще раз убедились в том, что русский фольклор был одним из тех источников, к которым обращалась русская литература. Теперь вы знаете, зачем, почему и как в художественном тексте сохраняется культурное наследство.
- В течение двух часов мы говорили с вами об уроках, которые получил Алёша.
А дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”