Урок 31
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГЛАСНЫХ
ЗВУКОВ БУКВАМИ. ПИСЬМО ИЗУЧЕННЫХ БУКВ
Цели деятельности педагога: сформировать в памяти зрительные образы изученных букв; способствовать развитию умения обозначать гласные звуки буквами; воспитывать положительное отношение к письму.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила обозначения гласных звуков буквами; умеют осуществлять письмо изученных букв; вписывать знакомые буквы в слова с опорой на звуковые модели слов; проводить соотнесение звуков и букв в словах с йотированными гласными; правильно произносить звуковые сочетания в соответствии с нормами русского литературного языка; устанавливают закономерности в расположении букв в ряду; получат возможность закрепить правила обозначения гласных звуков буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; логические – проведение анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.
Коммуникативные: умеют выстраивать коммуникативно-речевые действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь.)
II. Закрепление изученного материала.
– Сегодня работаем только в прописи, закрепляем умение обозначать гласные звуки буквами.
1. Игра «Узнай звук».
– Встаньте, мальчики, если слово начинается со звука [й]. Встаньте, девочки, если слово начинается с любого другого звука.
Слова: ель, ангина, игла, Яша, юбка, экскурсия, ослик, улица.
2. Работа в прописи.
– Рассмотрите в прописи образцы написания буквы Е, е. Обратите внимание на синие точки. Что они означают? (Это точка начала письма.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша руки при написании буквы Е, е. Запишем букву в воздухе, теперь в прописи.
3. Работа со схемами.
– Рассмотрите картинки. Впишите букву в слово, руководствуясь схемой. Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова буква е обозначает два звука – [й’], [э] и отдаёт команду «мягкости» согласному.)
– Прочитайте новые слова. (Ели, енот.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?
4. Упражнение на внимание.
– Отгадайте загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик.)
– В каждом воздушном шарике зачеркните «лишнюю» букву.
– Продолжите заданную последовательность букв.
– Прочитайте буквы, записанные на строке. (е, ё, ю.)
– Что общего у этих букв? (Буквы гласные, письменные, строчные, могут обозначать два звука, могут обозначать мягкость предшествующего согласного.)
– Какую букву вы бы добавили в эту группу? (я.) Почему?
– Напишите эту букву. Допишите строку до конца, сохраняя заданную последовательность букв.
– Назовите первую букву в каждой паре. (а, о, у, э.)
– Что общего у этих букв? Назовите буквы парами. Дополните пары букв.
Стой на месте!
Бранишь кого-то.
Машешь «до свиданья».
Вдеваешь нитку в иголку.
Чистишь зубы.
Вычищаешь грязь из-под ногтей.
Вынимаешь что-нибудь из зуба.
Делаешь знак примирения.
(Каждая строка сопровождается соответствующими жестами.)
5. Соотнесение печатных и письменных букв.
6. Работа со схемами слов «ёжик», «ель», «ракета».
– С помощью картинки назовите первое слово. Интонационно выделите каждый звук в этом слове.
– Назовите первые два звука вместе. Какой буквой обозначим эти звуки? Впишите пропущенную букву.
Аналогичная работа с остальными словами.
– Сравните работу буквы е в первом и последнем словах.
– Продолжите заданную на двух строчках последовательность букв.
– Сформулируйте задание, которое надо выполнить. Допишите буквы в каждую пару. Отделите вертикальной чертой первую группу букв. Сколько раз повторяется эта последовательность?
– Прочитайте сочетания букв на следующей строке. Чем интересны эти сочетания? Допишите строку до конца.
7. Диктант по картинкам.
Учитель показывает картинки: мячи, кошка, грибы, копьё, окно и т. п.
– Запишите последнюю букву каждого слова на свободной строке. Что можете рассказать об этих буквах?
III. Итог урока.
– Какое задание вам понравилось больше других? Почему?