Урок 34
описание внешности и повадок животного.
отработка умения задавать вопросы к словам,
порядка действий при списывании
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям, составлять вопросы к словам, называющим предметы и признаки, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать звуки, слоги, слова, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков, правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – понимание различий между средствами общения человека и животных; освоение умений постановки вопросов к словам; применение практических навыков написания гласных после шипящих и прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление анализа текста с целью сопоставления сигналов, с помощью которых общаются животные, и языка людей; формулирование простых выводов о поведении героя, его поступке (с опорой на текст).
Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовой материал; выделять предмет речи и его свойства.
Коммуникативные: представлять существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме; строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при устном общении.
Личностные: владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; проявляют интерес к учебному материалу; выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.
Сценарий урока
I. Постановка учебной задачи (Л. + Р.).
Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского.
− Как мальчик общается со своей собакой? Как Дымка благодарила мальчика? Кто из вас понимает сигналы животных? Как вы думаете, для чего это нужно знать человеку? А как мы можем узнать о намерениях животного, догадаться о его желаниях, действиях? Ведь животные, в отличие от нас, не обладают способностью говорить! Именно умение быть внимательными, наблюдательными в описании внешнего вида животного, замечать любые изменения в его поведении, взгляде помогает человеку быть другом собаке, кошке, попугаю…
– Сегодня будем учиться действиям, которые позволят нам обрести эти умения.
II. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику (П. + К. + Л.).
− Когда собака рычит? Когда кошка мурлычет? Когда собака поджимает хвост? Когда кошка поднимает шерсть дыбом?
Чтение рубрики «Обрати внимание», с. 107.
− Чем язык животных отличается от языка людей?
Учитель читает стихотворение А. Барто «Совесть».
− Почему мальчик переживает? Что такое совесть?
Дифференцированное выполнение упражнений 3, 5 категории «Трудное задание».
– Какие слова записали и в каком порядке? (День, её, дверь.)
Комментированное выполнение упражнения 6.
– Назовите клички, которые выписали, и объясните, почему они были даны животным.
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (с. 34−35) (К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй».
Спи, сын!
Только мой сынок уснёт −
Дедка Дрёма к нам придёт...
Старый Дрёма старичок −
Острый, серый колпачок...
Дедка Дрёма, сам с вершок,
Принесёт с собой мешок...
А в мешке для деток сны
У него припасены...
Для дурных, для шалунов
Не припас он сладких снов,
Но для крошки моего
Лучший сон есть у него!
Г. Галина
− А вы как думаете, что в мешке? Дорисуйте.
Упражнение «Напиши красиво». (Самостоятельная работа: 1–2-я строки.)
− Прочитайте слово на 3-й строке. (Гол.)
− За первое движение напишем буквосочетание -го- и соединительный штрих, после этого сделаем паузу, оторвав ручку от тетради, а потом пропишем букву л.
− Обратите внимание на точку начала написания буквы л.
− На последней строке напишите строчные буквы о и в, чередуя их.
Упражнение «Вставь пропущенные буквы». (Фронтальная работа.)
− Какую букву надо вписать в слово? Проговорите слово хором орфографически. Впишите нужные слова в предложения. (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы.
На улице громко залаяла собака.
Москва – главный город России.
Вчера все ребята нашего класса были в театре.
В зоопарке появился ещё один белый медведь.
Железная дорОга соединила два города.
До свидания, увидимся завтра.
− В предпоследнем предложении поставьте ударение в слове доро́га. Придумайте свое предложение с этим словом и запишите в тетрадь. Измените ударение в слове доро́га так, чтобы получилось новое слово. (Дорога́.) Объясните значение слова дорога́. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
Упражнение «Продолжи предложения, используя сочетания слов». (Фронтальная работа.)
− Объясните значение устойчивых сочетаний слов: считал ворон; мастер на все руки; клевал носом.
− Проведите линию от выбранного фразеологизма к нужному предложению. Запишите устойчивые сочетания в столбик.
− Замените каждое устойчивое сочетание слов одним словом. (Считал ворон – бездельничал; мастер на все руки – умелец; клевал носом – засыпал.)
− Прочитайте каждое предложение два раза: с устойчивым выражением и со словом, которое подобрали сами. (Например: «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и считал ворон». «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и бездельничал».)
− Какое из предложений – с фразеологизмом «считал ворон» или со словом «бездельничал» − более яркое, выразительное?
Упражнение «Впиши в считалки пропущенные слова».
− Прочитаем считалки вместе. Я буду читать текст считалок, а вы – договаривать пропущенные слова.
− Какие слова вы вставили в считалки? Для чего они нужны? (Эти слова используют для счёта.)
− Обратите внимание на написание слова четыре. Поставьте в слове ударение и разделите его на слоги. Подчеркните «опасные места». Произнесите слово несколько раз орфографически. Впишите нужные слова в считалки.
Проверка выполненной работы.
Упражнение «Определите, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)
На доске записан текст упражнения.
− Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)
− Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву в, сверху напишите заглавную букву В.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
− Прочитайте изменённый текст.
Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.)
− При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.
Проверка работы.
На день рождения Вале подарили очень красивую книгу. В ней рассказывалось о маленьком мальчике Маугли. Он жил в лесу вместе с волками. Маугли был настоящим другом зверей.
III. Итог урока (Л. + К.).
− Кто написал книгу «Маугли»? Почему мальчик оказался в волчьей стае? (Ответы учащихся.)
– Какие качества помогли вам сегодня справиться с заданиями? Все ли учебные задачи удалось вам успешно решить? Кто уже осознал, каких знаний и умений пока не хватает?
Домашнее задание: упражнение 4.
4