Просмотр содержимого документа
«Урок 34. Рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Образ главного героя. 6класс.»
Урок 34. Рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Образ главного героя.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Составление плана статьи.
Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания рассказа.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей.
Содержание урока
I. Рассказ учителя о писателе с использованием электронных и интернет-ресурсов и включением сообщений, подготовленных учащимися.
Что вы знаете о писателе А. И. Куприне?
Какие его произведения читали, можете кратко пересказать?
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн».
Составление плана статьи.
ТАБЛИЦА План статьи учебника «Александр Иванович Куприн» |
Вопрос | Пункт плана |
В чём литературовед О. Н. Михайлов видел главную особенность таланта Куприна? | «Добрый талант» |
Какие трудности испытал будущий писатель в детстве? | Во вдовьем доме и сиротском пансионе |
Где учился Куприн? | В кадетском корпусе и юнкерском училище |
Какие душевные качества сохранил в себе Куприн в годы учёбы? | Сочувствие и человеколюбие — главные черты характера Куприна |
Почему Куприна тяготила военная служба? | Служба в армии и скорая отставка |
Какие профессии сменил Куприн? Какая из них помогла ему в писательской деятельности? | Выбор профессии журналиста |
Как началась писательская жизнь Куприна? | Начало писательской деятельности |
Какова история создания рассказа «Чудесный доктор»? | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ |
III. Краткие пересказы рождественских произведений
«Девочка со спичками» Х. К. Андерсена,
«Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского.
Почему эти произведения называются рождественскими?
IV. Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Реальная основа и содержание рассказа.
Предположите, почему рассказ А. И. Куприна называется «Чудесный доктор».
Групповая работа:
Группа 1.
Выразительное чтение фрагмента рассказа с начала до слов «...отыскали ощупью свою дверь и отворили её».
Как можно озаглавить этот эпизод?
Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического магазина и картина праздничного города?
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа?
Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье...» до слов «...прочли друг у друга в глазах».
Как можно озаглавить этот эпизод?
Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых?
Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно?
Группа 3.
Озаглавьте эпизод рассказа со слов «В этот ужасный, роковой год...» до слов «...не лучше ли избрать более краткий путь».
Перескажите близко к тексту, какие несчастья «сыпались на Мерцалова».
Расскажите, что делали Мерцаловы, чтобы спасти себя и своих детей от нищеты и голода.
Прочитайте выразительно описание внутреннего состояния Мерцалова со слов «Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд...» до слов «...не лучше ли избрать более краткий путь».
Как у героя родилась мысль о самоубийстве? Имел ли он право так поступить?
Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Он уже хотел встать...» до слов «Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!».
Озаглавьте этот эпизод.
Каково было состояние Мерцалова в саду?
Почему на шаги старика он обернулся «с озлоблением»?
Почему старик выслушал рассказ Мерцалова?
Группа 5.
Перескажите кратко сцену посещения доктором жилища Мерцаловых.
Как можно озаглавить этот эпизод?
Что изменилось в семье Мерцаловых с приходом доктора?
Почему доктор не сказал Мерцаловым своего имени? Как это его характеризует?
С какой целью автор использует в композиции «Чудесного доктора» приём «рассказ в рассказе»?
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какими изображены в рассказе Гриша и Володя Мерцаловы? Что в них привлекает?
Каково авторское отношение к мальчикам?
Как автор относится к героям и событиям рассказа?
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Составление цитатной таблицы (работа может быть завершена дома).
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА "Формы выражения авторской позиции" |
Формы выражения авторской позиции | Примеры |
Название рассказа | |
Портреты героев | |
Интерьер (жилище Мерцаловых) | |
Пейзаж | |
Речь героев | |
Прямые авторские оценки | |
Образ главного героя
Составление устного рассказа о докторе:
1. Возраст и социальное положение доктора.
2. Авторские приёмы создания образа доктора:
а) Появление героя в рассказе.
б) Портретная характеристика.
в) Мир вещей, характеризующий доктора.
г) Пейзаж и интерьер, связанные с доктором.
д) Поступки доктора. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
е) Речь доктора, её особенности.
ж) Оценка доктора другими персонажами.
3. Авторское отношение к доктору, способы его выражения.
4. Читательские оценки образа доктора и их аргументация.
Итоговые вопросы:
Какие мысли и чувства вызывает рассказ?
Какова нравственная позиция автора?
Докажите, что Куприн действительно имел добрый талант.
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ рождественской истории от лица мальчиков (от лица одного из родителей, от лица доктора).
Завершить заполнение таблицы.
Подготовить устный рассказ о докторе.
Составить письменную характеристику доктора
или письменно ответить на вопрос «Почему в заглавии рассказа доктор назван чудесным?» (по выбору).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.