Урок № 34
Тема: Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
Цель: Дать понятие фантастики;
познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя;
познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков;
научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый
материал.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Дети, сейчас мы с вами смотрели фрагмент фильма «Вий» режиссеров К. Ершова и Г. Кропачева по одноименной фантастической повести Н.В. Гоголя. (портрет)
Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.
А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.
Таких произведений у автора достаточно много. Они вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.
Усвоение нового.
Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).
Работа по тексту.
В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?(“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Что вам известно про сборник?( Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
Дополнение учителя:
Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
6. Вопросы для обсуждения:
Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?
Можно ли сказать, что описанные события – странные?
А сама повесть?
Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
7. Новый материал.
1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.
Легко ли было читать и понимать прочитанное?
Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
Задание: соотнеси слово и лексическое значение |
1 | Люлька – | арбуз |
2 | Кавун – | место, засеянное арбузами и дынями |
3 | Хутор – | трубка |
4 | Баштан – | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |
5 | Свитка – | соломенный шалаш |
6 | Курень – | небольшой крестьянский посёлок на Украине |
7 | Чумаки – | род полукафтанья |
8 | Жупан – | специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба |
9 | Гетьман (гетман) – | старинная верхняя одежда |
10 | Гумно – | в старину начальник казачьего войска и правитель Украины |
Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)
8. Работа с иллюстрациями. План.
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
9. Повторение теории: определим жанр произведения.
На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет
10. Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» :
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
11. Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?
Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.
Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.
12. Анализ содержания.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
13. Составление таблицы
Материал для сравнения | Реальность | Фантастика |
Место действия | + Украина, Крым | |
Время | + весна | |
Герои | +дьячок, дед, чумаки, внуки, | |
Быт и жизнь людей | +баштан, гумно, курень | |
Одежда | + жупан, свитка | |
События | | |
Дьячок – сельский писец
6.Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.
14. Решение проблемной ситуации.
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?
- Посмотрите на экран, какое выражение иллюстрирует эта картинка? Что это значит? (уши развешивать)
- Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.
Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!
- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?
- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». Для того. Чтобы яснее понять это, я предлагаю вам прослушать украинскую народную песню (песня)
- Кому захотелось поплясать?
- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?
- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?
- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?
- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)
- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? (посмотрите на экран, иллюстрация этого фрагмента).
- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)
-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?
15. Итоги:
- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)
Закончите предложения:
Дед не получил богатства, потому что… Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).
Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???
Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Д/З 1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).
2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.