Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме. Составление равенств | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства: + + 7 = 17 15 – – = 6 + + 6 = 16 18 – – = 9 + + = 17 15 – – = 7 | Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
Логическая задача | • Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля. ______________________________________________ ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_1.png) | Решают логическую задачу | Фронтальная | Устные ответы |
Определение закономерностей | • Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_2.png) | Решают логическую задачу | Фронтальная | Устные ответы |
Сходство и различие | • Рассмотрите рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях. (См. ресурсный материал.) – Чем похожи выражения верхнего и среднего ряда? Чем похожи выражения нижнего ряда? – Найдите значение каждого выражения | Определяют сходство и различие | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите математические записи на доске: 45 – 14 42 – 17 92 – 37 93 – 37 – Чем отличаются выражения каждого столбика? – Сегодня на уроке мы рассмотрим прием поразрядного вычитания в случае, когда в разряде единиц уменьшаемого их меньше, чем в разряде единиц вычитаемого | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа. Задание на доске | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел учитель предлагает подготовительные упражнения: 1. Назовите разность: 12 и 5 11 и 4 17 и 8 13 и 7 10 и 8 12 и 6 2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7. 3. Число 5 можно записать так: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_3.png) Какое число означает каждая из записей: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_4.png) | Выполняют вычитание чисел | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 74) | – Рассмотрите рисунок и объясните, как Волк и Заяц выполняли вычитание 42 – 27, используя цветные палочки. • Составим «поезд» из 4 оранжевых и 2 белых «вагонов»: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_5.png) От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами». Теперь у нас получился поезд, состоящий из 3 оранжевых и 12 белых «вагонов»: число 42 будет выглядеть так: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_6.png) От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 3 оранжевых отцепляем 2: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_7.png) Остается «поезд», состоящий из 1 оранжевого «вагона» и 5 белых «вагонов». Он обозначает число 15. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_8.png) Образцы рассуждений: Пример 1. Объяснение: 2 меньше 7. Из 4 десятков возьмем 1 деся- ток (ставим над 4 точку). В десятке – 10 единиц (запи- шем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 3 без 2 – это 1 (пишем 1 под 3). Значение разности – 15. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_9.png) Пример 2. Объяснение: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8 – это 9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем. Значение разности – 9. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_10.png) Пример 3. Объяснение: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7 – это 3, 5 без 0 – это 5. Значение разности – 53 ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_11.png) | Описывают, как Заяц и Волк выполняли вычитание | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
Задание 2 (с. 75) | – Выполните вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие | Выполняют вычитание столбиком | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 (с. 75) | – Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»? Какое действие необходимо выполнить? – Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 14 (с. 77) | Задаёт вопросы. Комментирует ход решения. – Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать? Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания? (Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты больше, а ширина меньше длины стороны ковра: 5 м больше 4 м, 3 м 50 см меньше 4 м. Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложен- ным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 16 (с. 78) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните, почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Сколько скамеек поставили в парке? (15 + 9 = 24.) – Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Изменить надо условие, а не вопрос.) – Предложите несколько вариантов новых задач. В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых на 6 больше. Сколько скамеек поставили в парке? Решение: 1) 12 + 6 = 18 (ск.) – зеленых. 2) 12 + 18 = 30 (ск.) – всего. Ответ: 30 скамеек. В парке поставили 15 синих скамеек, а зеленых на 6 скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке? Решение: 1) 15 – 6 = 9 (ск.) – зеленых. 2) 15 + 9 = 24 (ск.) – всего. Ответ: 24 скамейки. В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых скамеек. Сколько скамеек поставили в парке? Решение: 1) 15 + 9 = 24 (ск.) – синих и зеленых. 2) 24 + 14 = 38 (ск.) – всего. Ответ: 38 скамеек | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 8 | Рассуждения: В «машину» ввели неизвестное число 39. «Машина» вычла из него 20. Из «машины» вышло число 19. Идем по стрелке: 19 + 20. Выполняем вычисления: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_14.png) Получили 39. Значит, неизвестное число нашли верно | Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? Что означают записи: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9d84b4ed5e0/1126147_15.png) – Исследование какой темы вели на уроке? Какие понятия разобрали? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? – Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? – Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 4, 15 (учебник); № 10 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
• Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.