СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 34. ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с приемом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения составлять и преобразовывать задачи; вести подготовительную работу к изучению уравнений; развивать умение анализировать и рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 34. ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.»

Урок 34. Вычитание двузначных чисел
(общий случай)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с приемом вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения составлять и преобразовывать задачи; вести подготовительную работу к изучению уравнений; развивать умение анализировать и рассуждать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: моделировать алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы; регулятивные – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, анализировать причины неудач

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний



Устный счет

в игровой форме. Составление равенств

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства:

 +  + 7 = 17 15 –  –  = 6

 +  + 6 = 16 18 –  –  = 9

 +  +  = 17 15 –  –  = 7

Выполняют задания на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

Логическая задача

• Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля.

______________________________________________

Решают логическую задачу

Фронтальная

Устные ответы

Определение закономерностей

• Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.

Решают логическую задачу

Фронтальная

Устные ответы

Сходство и различие

• Рассмотрите рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.

(См. ресурсный материал.)

– Чем похожи выражения верхнего и среднего ряда? Чем похожи выражения нижнего ряда?

– Найдите значение каждого выражения

Определяют сходство и различие

Фронтальная

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите математические записи на доске:

45 – 14 42 – 17

92 – 37 93 – 37

– Чем отличаются выражения каждого столбика?

– Сегодня на уроке мы рассмотрим прием поразрядного вычитания в случае, когда в разряде единиц уменьшаемого их меньше, чем в разряде единиц вычитаемого

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Фронтальная
работа. Задание на доске

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел учитель предлагает подготовительные упражнения:

1. Назовите разность:

12 и 5 11 и 4 17 и 8 13 и 7 10 и 8 12 и 6

2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7.

3. Число 5 можно записать так:

Какое число означает каждая из записей:

Выполняют вычитание чисел

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое
рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание
по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной
речи с учетом учебных речевых ситуаций

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 74)

– Рассмотрите рисунок и объясните, как Волк и Заяц выполняли вычитание 42 – 27, используя цветные палочки.

• Составим «поезд» из 4 оранжевых и 2 белых «вагонов»:

От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами». Теперь у нас получился поезд, состоящий из 3 оранжевых и 12 белых «вагонов»: число 42 будет выглядеть так:

От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 3 оранжевых отцепляем 2:

Остается «поезд», состоящий из 1 оранжевого «вагона»
и 5 белых «вагонов». Он обозначает число 15.

Образцы рассуждений:

Пример 1.

Объяснение: 2 меньше 7. Из 4 десятков возьмем 1 деся-
ток (ставим над 4 точку). В десятке – 10 единиц (запи-
шем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 3 без 2 –

это 1 (пишем 1 под 3). Значение разности – 15.

Пример 2.

Объяснение: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8 – это
9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем.
Значение разности – 9.

Пример 3.

Объяснение: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7 –

это 3, 5 без 0 – это 5. Значение разности – 53

Описывают, как Заяц

и Волк выполняли вычитание

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы. Выполнение задания в тетради

Задание 2
(с. 75)

– Выполните вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие

Выполняют вычитание столбиком

Фронтальная

Устные ответы

Задание 3
(с. 75)

– Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»? Какое действие необходимо выполнить?

– Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик

Фронтальная

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 14

(с. 77)

Задаёт вопросы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать? Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания? (Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты больше, а ширина меньше длины стороны ковра: 5 м больше 4 м, 3 м 50 см меньше 4 м. Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложен-

ным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание
по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Задание 16

(с. 78)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните, почему?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Сколько скамеек поставили в парке? (15 + 9 = 24.)

– Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Изменить надо условие, а не вопрос.)

– Предложите несколько вариантов новых задач.

 В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых на 6 больше. Сколько скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 12 + 6 = 18 (ск.) – зеленых.

2) 12 + 18 = 30 (ск.) – всего.

Ответ: 30 скамеек.

 В парке поставили 15 синих скамеек, а зеленых на 6 скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 15 – 6 = 9 (ск.) – зеленых.

2) 15 + 9 = 24 (ск.) – всего.

Ответ: 24 скамейки.

 В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых скамеек. Сколько скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 15 + 9 = 24 (ск.) – синих и зеленых.

2) 24 + 14 = 38 (ск.) – всего.

Ответ: 38 скамеек

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 8

Рассуждения:

В «машину» ввели неизвестное число 39. «Машина» вычла из него 20. Из «машины» вышло число 19. Идем по стрелке: 19 + 20. Выполняем вычисления:

Получили 39. Значит, неизвестное число нашли верно

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? Что означают записи:

– Исследование какой темы вели на уроке? Какие понятия разобрали? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом?

– Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 4, 15 (учебник); № 10 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!