СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 35. А.С. Пушкин. Главные мужские образы в романе "Евгений Онегин". 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 35. А.С. Пушкин. Главные мужские образы в романе "Евгений Онегин". 9 класс.»

Урок 35. А. С. Пушкин. Главные мужские образы в романе «Евгений Онегин».

Основное содержание урока
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Вступительная беседа:

— Почему Онегин охладел к жизни? Какие шаги на пути выхода из кризиса он предпринимает?

— Какова роль образа Ленского в реалистическом романе? С какой целью Пушкин вводит в роман этого героя?

— Прокомментируйте слова Г. А. Гуковского: «Развитие, эволюция Онегина протекает через три этапа, претерпевает три испытания… преступление, познание реальной родины и любовь».
Приведите примеры из романа, подтверждающие высказывание литературоведа.

— Как эти испытания изменили героя?



II. Выборочное чтение фрагментов главы I и II.

III. Сообщение об образе жизни Онегина, его образовании и воспитании, пристрастиях, занятиях в течение дня
(сообщение «День Онегина»).

Аналитическая беседа:


— *Почему роман начинается не с рождения Онегина, а со смерти его дяди и вступления героя в наследство (гл. I, строфы I-II)?

— Зачем автор сообщает нам о происхождении, образовании, воспитании и образе жизни Онегина? Каков авторский пафос рассказа об Онегине?

— Каково отношение героя к театру (гл. I, строфы XVII-XXII)?

— Как характеризует его убранство кабинета (гл. I, строфы XXIII-XXVIII)?

— Что не нравилось герою в петербургской жизни? Почему он не принимает светской морали? В чём причина его «русской хандры»?

— Что и зачем изменил Онегин в своей деревне? Как это его характеризует? Почему деревня не спасла Онегина от скуки?

— Докажите, что Онегин задуман автором как национально-исторический тип.

— Чем отличается изображение жизни в главе I и в романтических поэмах?

— Почему Ленский воспринимает жизнь, руководствуясь условно-книжными идеалами? Подтвердите свой ответ примерами. Почему автор-персонаж пишет о его стихах с иронией?

— Какова композиционная роль Ленского в системе образов романа?

— Что в образах Онегина и Ленского типично, а что индивидуально?

IV. Групповая практическая работа.
Выявление общего и различного в образах Онегина и автора-персонажа, Онегина и Ленского.


Подбор цитат на тему «Сопоставление Онегина и автора-персонажа» (гл. I, стр. XLIII-XLVI), «Сопоставление Онегина и Ленского» (гл. II, стр. VI-XIX).

Варианты составления цитатных таблиц:

ТАБЛИЦА
Онегин и автор-персонаж

Группа 1. Общее

Группа 2. Различное

Взаимоотношения:
Онегин и автор-персонаж — приятели, Онегин родился «на брегах Невы», а автор «там некогда гулял»

Возраст:
Автор-персонаж старше Онегина, так как он «уж давно… не грешит», ему «памятно другое время»

Образование:
И Онегин, и автор-персонаж «учились понемногу»

Отношение к труду:
Онегин «пробовал писать — / Но труд упорный ему был тошен»; автор-персонаж принадлежит к «задорному цеху» писателей

Отношение к удовольствиям света:
Онегин, как и автор-персонаж в своё время, был «от балов без ума»

Стремление к деревенской жизни:
Онегин увидел, «что и в деревне скука та же»; автор-персонаж «был рождён… для деревенской тишины»

Отношение к любви, светской праздности и пустоте:
Игру страстей мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас…

Оценка автором-персонажем различия между собой и Онегиным:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…


Обобщающий вопрос: Почему в строфе XXXVI автор-персонаж спрашивает: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

ТАБЛИЦА
Онегин и Ленский

Группа 3. Общее

Группа 4. Различное

Непохожесть на соседей:
Оба подвергались «строгому разбору» соседей

Образование:
Онегин «учился понемногу»; Ленский окончил Геттингенский университет

Оба — женихи:
Соседи видели в них женихов для своих дочек

Влияние светской жизни:
Онегину «наскучил света шум»; Ленский «от хладного разврата света… увянуть» не успел

Интеллектуальная жизнь:
Они находили общие темы для обсуждения: «Всё подвергалось их суду»

Отношение к любви и к женщинам:
Для Онегина «красавицы недолго были / Предмет его привычных дум»; Ленский верил, «что душа родная / Соединиться с ним должна»

Отрицание пошлости поместного дворянства:
Обоим не нравились сельские пиры, беседы «о сенокосе, о вине…»

Отношение к дружбе:
Онегину «друзья и дружба надоели»; Ленский «верил, что друзья готовы / За честь его приять оковы»

Общность интересов:
«Чаще занимали страсти / Умы пустынников моих»

Способность к поэтическому труду:
У Онегина «ничего не вышло из пера», а Ленский «с лирой странствовал на свете»

Взаимоуважение:
Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу; Онегин был снисходителен и великодушен к Ленскому

Множество различий, обусловленных возрастом и жизненным опытом:
«Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»

Случайная дружба:
«От делать нечего друзья»

Разность во взглядах и оценках:
«Меж ними всё рождало споры…»

Обобщающая беседа:

Вопросы 8—9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»?

V. Составление плана сравнительной характеристики
Онегина и Ленского, Онегина и автора-персонажа
.
Работа может быть завершена дома.

Сообщение учащегося о сопоставлении Алеко и Онегина, чертах романтического и реалистического стилей в южной поэме и романе в стихах.

VI. Трагические итоги жизненного пути героев
Итоги жизненного пути Ленского:


— Используя «Примерный план анализа эпизода»составьте план анализа сцены дуэли (гл. VI, стр. XXIV-XXXV).

— Что побудило Онегина принять вызов Ленского (стр. IX-XII, XXVIII, XXX—XXXI)?

— Проанализируйте лексику строф XXX—XXXI. Почему в строфе XXXI так много слов, характерных для романтического стиля?

— Какова авторская оценка дуэли и поведения Онегина и Ленского (стр. XXXIII—XXXIV, XXXVI)?

— Почему автор не ведёт Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель (стр. XXXVII—XXXIX)?

— В чём трагизм жизненного пути Ленского? Итоги жизненного пути Онегина:

— Используя «Примерный план анализа эпизода»составьте план анализа главы «Путешествие Онегина».

— Проанализируйте состояние Онегина в период путешествия по России.
— Как он чувствует себя на кавказских водах?
— Что изменила дуэль в его мировоззрении и жизненном опыте?
— В чём трагизм его положения в финале романа?

Итоговые вопросы:

Какова роль образов Онегина и Ленского в создании собирательного образа героя пушкинского времени?

Чем близок Онегин автору-персонажу и чем от него отличается?

Домашнее задание

Изучить статьи учебника «Ленский» и «Онегин» и подготовить письменную сравнительную характеристику героев или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Перечитать и обдумать главы II, III, V, VII.

Индивидуальное задание.

Составить карту-схему «Путешествия Онегина».
Сопоставить путь героя с реальными путешествиями А. С. Пушкина.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.