СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 35. И. С. Тургенев. Система образов в рассказе «Муму». 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

Просмотр содержимого документа
«Урок 35. И. С. Тургенев. Система образов в рассказе «Муму». 5 класс.»

Урок 35. И. С. Тургенев. Система образов в рассказе «Муму».

Основное содержание урока
Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

Основные виды деятельности учащихся.
Устные рассказы о главном герое повести. Обсуждение плана его характеристики. Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев повести по плану.
Практическая работа Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев.
Самостоятельная работа Письменные сравнительные характеристики героев.

Содержание урока

1. Развитие представлений о литературном герое
Прослушивание устных рассказов о Герасиме и уточнение плана характеристики героя, составленного дома.

II. Составление коллективного плана характеристики Герасима:


1. Происхождение, возраст и социальное положение Герасима.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Герасима до его приезда в Москву).
3. Авторские приёмы создания образа Герасима:
  •Выбор имени героя.
  •Появление героя в рассказе.
  •Портретная характеристика.
  •Интерьер, мир вещей, характеризующий героя.
  •Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
  •Речь героя, её особенности.
  •Оценка героя другими персонажами.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Собственные читательские оценки образа Герасима и их аргументация.

III. Обобщающая беседа.

•Выполнение задания 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди Составление планов сравнительных характеристик других героев (в группах):

Г р у п п а  1.
Герасим и барыня.


Г р у п п а  2.
Герасим и Татьяна.


Г р у п п а  3.
Герасим и Капитон.


Заполнение таблицы нужными цитатами:

План сравнительной характеристики Ключевые цитаты Герасим барыня


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика героев

План сравнительной характеристики

Герасим

Барыня

Происхождение, возраст и социальное положение

  

  

Предыстория героя

  

  

Авторские приёмы создания образа (имя, первое появление, портрет, интерьер, поступки, речь, оценка другими персонажами)

  

  

Авторское отношение к герою

  

  

Собственные читательские оценки образа

  

  


IV. Устные выступления групп с сообщениями о своих наблюдениях над текстом и сопоставлением героев.

V. Создание письменных сравнительных характеристик героев (работа может быть завершена дома).

Домашнее задание

Завершить письменные сравнительные характеристики героев.

Групповое задание.
Выбрать из иллюстраций разных художников к рассказу «Муму» изображения портретов и пейзажей, структурировать их и подобрать к ним цитатные подписи.
Оформить эту работу в виде электронного альбома на тему «Словесные портреты и пейзажи в рассказе „Муму“ глазами книжных графиков».

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.