СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. Ф. И. Тютчев «Листья». «Пойми живой язык природы...»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по теме "Ф. И. Тютчев «Листья». «Пойми живой язык природы...»

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. Ф. И. Тютчев «Листья». «Пойми живой язык природы...»»

Урок 36

Тема: Ф. И. Тютчев «Листья». «Пойми живой язык природы...»

Цели:

  1. Выявить мастерство Ф. И. Тютчева в одушевлении природы. Раскрыть значение понятия олице­творение.

  2. Развивать умения учащихся воссоз­давать художественные образы, анализировать лирические произведения, вы­разительно читать стихотворения. Формировать умение находить оли­цетворения в поэтическом тексте и определять их значение.

  3. Пробудить у учащихся желание по­нять «живой язык природы». Воспитывать, вслед за поэтом, любовь к родине, природе.

Оборудование: портрет Ф. И. Тютчева, иллюстрации летней при­роды.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Природа вдохновляла художников — и они писали заме­чательные картины, композиторов — начинала звучать восхити­тельная музыка, поэтов — и рождались на свет проникновенные стихи. А самые яркие и задушевные стихи о природе принад­лежат русскому поэту Ф. И. Тютчеву. Сегодня на уроке мы по­знакомимся с его стихами о природе.


  1. Проверка домашнего задания

  1. Выраз. чтение стихотворений А. С. Пушкина.

  2. Проверка письм. д.з. «Худ образы и картины в стихотворении А. С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»


  1. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя о Ф. И. Тютчеве

Ф. И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской области. Еще мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Ф. И. Тютчев был дипломатом, долгие годы жил вдали от России.

Им написано много стихов о красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворен­ная. Ф. И. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу.

В стихотворении «Листья» поэт как бы слышит говорящую душу живого листка и передает нам его историю. Это живой голос листвы, это тайна, доступная немногим людям, одаренным необычайно тонким слухом, тонким восприятием. Ведь всё самое важное в природе и в человеке совершается тихо, незаметно, негромко. Тайна открывает­ся тому, кто умеет прислушаться ...


2. Подготовка к восприятию темы урока

  • Ребята, а как вы думаете, что такое листопад? (Природное явление.)

  • У Ф. Тютчева есть прекрасное стихотворение «Листья». Как вы думаете, о чем в нем пойдет речь? (О листьях.)

  • В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают не­что большее, чем обычные времена года. Природа изображалась не просто фоном, на котором проис­ходит жизнь и деятельность человека, но и частью его души. Сейчас, анализируя стихотворения поэта, мы с вами попробуем это доказать или опровергнуть. И попробуем выяснить, какое же время года наиболее важно для поэта.


  1. Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»


4. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья». Беседа по вопросам

1. Определите интонацию стихотворения "Листья". (Интонация радостного нетерпения).

  1. От чьего лица написано стихотворение? Кто нам рассказывает о своих переживаниях? (Листья)

3. О каком лесе идет речь в стихотворении "Листья"? (Смешанном.)

4. Почему листья не любят «тощую зелень» сосны и ели? За что? (У Тютчева сосны и ели «закутавшись, спят». Авторское отношение просвечивает в сниженной лексике: «всю зиму торчат», «тощая зелень, / Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».)

5. Как листья оценили себя и свою жизнь? Вставьте пропущенные слова.

"Мы ж, легкое ..., Все красное ...

Цветем и ... Мы были в ...,

И краткое ... Играли с ...,

На сучьях ... . Купались в ... !.."

(Племя, блестим, время, гостим, лето, красе, лучами, росе.)


!!! Метафора «лег­кое племя» обозначает листья, создает летящий, парящий образ.

Картина веселого лета: «Все красное лето / Мы были в красе - / Играли с лучами, / Купались в росе!..» сменяется картиной увядания: «Но птички отпели, / Цветы отцвели, / Луга побледнели, / Зефиры ушли». Недолговечность, но динамичность, подвижность беспокойной жизни листьев передана словами «краткое время», «гостим», «отпели», «отцвели», «улететь», «скорей», «сорвите», «умчите», «мы ждать не хотим», «летите». Картину стремитель­ности, порыва усиливают повторы, восклицания и многоточия: «Скорее, скорей!», «Летите, летите! / Мы с вами летим!..»


6. Какие звуки повторяются в следующих строках "Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим..."?

7. Чего добивается поэт повторением звука [л] в стихотворении "Листья"? (Создает впечатление полета, порхания, передает ле­пет листвы.)

8. Что придает стихотворению "Листья" легкий, как бы порхающий ритм? (Краткость строк; повторы слов.)


Физкультминутка


9. Какое восьмистишие в стихотворении "Листья" звучит, по-вашему, наиболее оптимистично? (Последнее) Перечитываем последние строки.

10. Стихотворение "Листья" - это спор. Кто же с кем спорит? (Ветер с листьями.)

11. С каким настроением листья улетают? (Нетерпеливое настроение, им хочется быстрее сорваться.)


Учитель: В стихотворении Тютчева вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев. Метафора «лег­кое племя» обозначает листья, создает летящий, парящий образ. Все стихотворение по­строено на монологе листьев, не желающих «даром висеть и желтеть». Стремление к полету, к обновлению, прочь от «докучных ветвей», передает настроение автора. У Тютчева об­разы листьев выражают оптимистичную устремленность к новому, к жиз­ни.


  • Могут ли в жизни листья говорить? Как этот прием называется? (Олицетворение)

  • Как вы думаете, почему поэты одушевляют природу?


5. Чтение статьи «В мастерской художника слова: олицетворение» (с. 30-31). Запись в тетради.


6. Чтение стихотворения учащимися.

  • Перед нами поэтическая речь листьев. Вообразите, что «легкое племя» — это вы. Как бы вы прочитали это стихотворе­ние, чтобы передать желание, настроение листьев?


  1. Обобщение

Ребята! Посмотрите, насколько зримо вы представляли себе картины природы, нарисованные поэтом. Когда мы рассматриваем картины на полотнах, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определённые средства, например, краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.)

Сегодня вы познакомились с мастером пейзажной лирики Ф. И. Тютчевым.

Что отличает пейзажные стихи Ф. И. Тютчева от пушкинских? (Введение слуховых образов; наличие олицетворений – переноса свойств живого существа на явления природы; расска­зывая о природе, поэт говорит о душевной жизни че­ловека.)


  1. Подведение итогов. Выставление отметок. Рефлексия


  1. Домашнее задание

Выразительно прочитать сти­хотворение Тютчева «Как ве­сел грохот летних бурь...», от­ветить на вопросы 1 —3 на с. 32. Выполнить творческое зада­ние 6 на с. 32 (по желанию)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс