СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 37. Стихи С.А. Есенина о Родине и родном доме. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Мелколесье, степь и дали» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 37. Стихи С.А. Есенина о Родине и родном доме. 6 класс.»

Урок 37. Стихи С.А. Есенина о Родине и родном доме.

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Мелколесье, степь и дали» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Содержание урока

I. Краткий рассказ о поэте
(детство, юность, начало творческого пути)

Концерт-миниатюра,
включающий в себя выразительное чтение стихов Есенина.

Краткий рассказ о детстве, юности
и начале творческой деятельности Есенина.

Показ презентации, включающей в себя портреты поэта, его родителей, деда, сестёр, изображения литературных мест.

Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям.

Матери:

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад…
(«Письмо матери»)

Отцу:

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Что б за стихи
Ты денег брал побольше…
(«Письмо от матери»)

Деду:

По тропке, опершись на подожок,
Идёт старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи дружок,
Где тут живёт Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вот за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами тёплыми на пыльные цветы.
(«Возвращение на Родину»)

Сестре Кате:

Сестра! Сестра!
Друзей так в жизни мало!
Как и на всех,
На мне лежит печать…
Коль сердце нежное твоё
Устало,
Заставь его забыть и замолчать…

Но сад наш!
Сад…
Ведь и по нём весной
Пройдут твои
Заласканные дети.
О!
Пусть они
Помянут невпопад,
Что жили…

Чудаки на свете.
(«Письмо к сестре»)

Сестре Шуре:

Ты — моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живёт теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?..
(«Я красивых таких не видел...»)

Прослушивание звукозаписей песен
на стихи Есенина,
например «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» или «Отговорили роща золотая…».

II. Выразительное чтение статьи учебника о Есенине.

Обобщающая беседа:

— Какие чувства вызвали у вас стихи Есенина? Что по этим стихам можно сказать об их авторе, его характере, отношении к природе, к близким людям?

— Какие литературные места России связаны с именем Есенина?

— В какой семье он родился и как воспитывался?

— Какая поэзия привлекала его в детстве и юности? Какие стихотворения крестьянских поэтов вы уже знаете?

III. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...»,
«Мелколесье, степь и дали…» — поэтизация картин малой
родины как исток художественного образа России

Чтение и обсуждение стихов, посвящённых теме родного дома (в группах).

Группа 1. «Я покинул родимый дом...».
Прослушивание актёрского чтения стихотворения.

Вопросы и задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Какие необычные эпитеты, метафоры и сравнения использует Есенин? Какие образы они создают?

Группа 2. «Я покинул родимый дом...».

Какие слова и выражения говорят о кровной связи поэта с природой? Какие слова и выражения связаны в стихотворении с образом времени? Как поэт изображает течение времени?

Группа 3. «Низкий дом с голубыми ставнями...».
Прослушивание актёрского чтения стихотворения.

Вопросы и задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Какие особенности русской души отразил в стихотворении поэт? Чем она близка русской природе? Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. «Мелколесье, степь и дали…».

Какие слова и выражения в стихотворении создают образ бедной, неяркой Родины? Почему, несмотря на это, поэт любит родную землю? Вопросы 3—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Особенности поэтического языка С. А. Есенина

Обобщающая беседа:

— Приведите из прочитанных стихотворений Есенина примеры их плавного, песенного звучания.
— Найдите в стихотворениях примеры звукописи и объясните её роль.
— Какие слова и выражения стихов характерны именно для Есенина?
— Какие неожиданные эпитеты, сравнения и метафоры встретились в стихах Есенина?
— Какие черты фольклора вы заметили в стихах поэта?

V. Показ и защита иллюстраций, созданных учащимися к стихотворениям Есенина.

VI. Прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов
(«Ноябрь. На тройке» из «Времён года» Чайковского, русских песен на «дорожную» тему) или песен на стихи С. А Есенина «Берёза», «За окошком ветер…», «Гой, ты, Русь моя родная…» (по выбору учителя). Список песен на стихи Есенина можно найти в Википедии.

VII. Обсуждение иллюстрации учебника к стихам Есенина.

VIII. Чтение и обсуждение фрагмента статьи Г. В. Артоболевского
«Элементы интонации», поиск в ней советов исполнителю и их использование при подготовке выразительного чтения. Ответы на вопросы после статьи.

Итоговый вопрос:
— В чём очищающая сила воздействия природы на человека и как она запечатлена в стихах Есенина?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина о родном крае.
Сделать его письменный анализ или ответить письменно на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).
Прочитать первую главу повести «Алые паруса».

Групповые задания.
Собрать лучшие иллюстрации шестиклассников к стихам Есенина, отсканировать эти изображения и сделать электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях», сопроводив изображения подписями из стихотворений.

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.