Просмотр содержимого документа
«Урок 39. А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. 9 класс.»
Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.
Основное содержание урока
Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть. Устные монологи на литературоведческую тему. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие реализм.
I. Реализм романа
Актуализация имеющихся знаний о реализме литературы:
— Вспомните определение термина реализм.
Вопрос 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
— Назовите главные черты реалистических произведений.
— Какие известные вам произведения можно отнести к реалистическим?
II. Развитие понятия о реализме литературы
Основные положения сообщения учителя о реализме романа:
Реализм романа проявился в новаторском характере изображения человека и действительности, демократизации литературного языка.
А. С. Пушкин в романе ставит своей художественной задачей показать тип современного человека, героя своего времени. Историческая эпоха выражается в конкретной истории каждого героя и вымышленном сюжете романа. Автор рисует панораму эпохи, быт и культуру своего времени.
Герои действуют не в исключительных ситуациях (как в романтизме), а в привычном для них окружении (Петербург, Москва, деревня).
Действительность и герои романа показаны в динамике; их характеры изменяются под влиянием жизненных ситуаций, в которые они попадают.
Типическое для людей пушкинской среды проявляется через их специфические, индивидуальные черты.
Характеры героев сложны и многогранны, они построены не по литературным схемам и нормам, а по законам реальной жизни.
Автор не судит героев, а анализирует характеры и поступки как очевидец, человек той же эпохи, что усиливает правдивость повествования.
Эмоциональная окраска картин жизни и внутреннего мира людей, пафос автора отражают мировоззрение передового человека эпохи А. С. Пушкина.
Лиро-эпический характер нового жанра — романа в стихах — побуждает А. С. Пушкина разнообразить традиционный четырёхстопный ямб и создать новую строфическую форму — онегинскую строфу.
Автор стремится сблизить книжный язык с общеупотребительным, разговорным.
III. Россия и пушкинская эпоха в романе.
Реальные исторические личности как герои романа
Отчёты о домашней групповой подготовке к семинарскому занятию:
Группа 1.
Типические черты пушкинской эпохи в характерах главных героев.
Группа 2.
Характерные черты русского человека в образе автора.
Группа 3.
Приметы жизни и быта пушкинской эпохи и их роль в романе.
(Три слоя русского дворянства, жизнь провинциальных городов и крепостного крестьянства; балы, обеды, театр, круг чтения героев.)
Группа 4.
Картины русской природы и их композиционная роль в романе.
Группа 5.
Роль лирических отступлений в создании облика эпохи.
Группа 6.
Реальные исторические личности как персонажи романа Пушкина: историко-культурный комментарий.
Обобщающая беседа:
Докажите, что в романе переплетается мир отношений Татьяны и Онегина и мир автора, рассказывающего историю их любви.
Какие черты людей пушкинского круга отразились в образах героев?
Согласны ли вы, что Онегин — герой времени, а Татьяна — вечный образ, воплотивший идеальные черты русской женщины? Обоснуйте свой ответ.
Приведите примеры, где автор проявляется как «автопортрет» самого А. С. Пушкина.
(Автор-повествователь соседствует с читателями, часто обращаясь к ним. Автор-персонаж общается с вымышленными героями и с реальными историческими лицами, людьми из близкого Пушкину круга. Лирический герой создаёт эмоциональный фон повествования, связывает читателя с героями книг, которые читают его современники.)
Вопросы 6 и 11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
С. М. Бонди в работе «А. С. Пушкин. „Евгений Онегин“» пишет: «…Став художником-реалистом, он [Пушкин] стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность».
Подтвердите примерами мнение пушкиниста.
Что такое энциклопедия? Прав ли В. Г. Белинский, назвавший роман «энциклопедией русской жизни»? Обоснуйте свой ответ.
Итоговые вопросы:
Какой показана пушкинская Россия в романе «Евгений Онегин»?
Какие черты реалистического произведения присущи роману?
Домашнее задание
Подобрать примеры, иллюстрирующие положения рассказа учителя о реализме романа.
Составить тезисный план статьи учебника «Своеобразие романа».
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Групповые задания.
Прочитать статьи учебника «”Евгений Онегин” в критике» и « В творческой лаборатории А.С. Пушкина».
Подготовиться к обсуждению критических откликов: В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Ф. М. Достоевского, С. М. Бонди, Ю. М. Лотмана (см. следующий урок).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.