Урок 39
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОГОВ,
СЛОВ С ИЗУЧЕННЫМИ БУКВАМИ
Цели деятельности педагога: способствовать формированию навыка правильного выразительного чтения, умения писать красиво и правильно слова и предложения с изученными буквами; создать условия для развития речи, логического мышления; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как соотносить звуковую и буквенную записи слова; основные правила и способы чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук; умеют воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи (чтение); соблюдать правильный режим письма; получат возможность научиться читать и писать слова с изученными буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – соотнесение звука и соответствующей ему буквы; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости – мягкости предшествующего согласного; воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи; логические – моделирование звукового состава слова, отражение в модели качественных характеристик звуков; установление соответствия прочитанных слов с картинками-изображениями предметов; осознание смысла прочитанных предложений.
Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные: умеют участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.
Личностные: расширяют познавательные интересы к постижению новых понятий; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
На доске: «Внимание! Опасность!».
– Какая буква повторяется три раза? Что вы о ней знаете?
Буква рогом всех бодает,
Звёзд на ней всегда хватает,
Согревает ноги, но
Режет всё, что ей дано.
(Н: носорог, небо, носки, нож.)
О. Емельянова
– Как вы понимаете пословицы: «Осторожность – мать безопасности», «Вода и огонь хорошие слуги, но страшные господа»?
– Чему учат эти пословицы?
– Посчитайте, сколько раз вам встретилась в этих пословицах буква Н. Прочитайте слова, в которых есть буква Н. Какие звуки она в них обозначает?
– Сегодня буква Н поможет нам вспомнить основы безопасной жизнедеятельности, потренирует в написании слов и предложений.
II. Работа по теме урока.
1. Подготовка к восприятию темы.
– Отгадайте загадки:
У меня есть лезвие –
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Им порезаться ведь можно.
(Нож.)
Ни в доме, ни на улице.
(Окно.)
Два конца, два кольца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы.)
Крута гора, что ни шаг, то нора.
(Лестница.)
Дети отгадывают и соотносят с иллюстрациями на доске.
На карточках записаны слова: он, она, оно, они.
– Соотнесите предмет и слово. Расскажите, чем опасны эти предметы и как правильно ими пользоваться.
2. Работа со словами «он», «она», «оно», «они» на странице «Букваря».
– Прочитайте слова. Объясните, почему от слова «оно» стрелка идёт к рисунку моря. Прочитайте первое слово. (Он.)
– Определите, к какому рисунку можно провести стрелку от этого слова. (Бант.) Придумайте свои варианты слов, которые подходят к слову «он».
Аналогичная работа проводится с остальными словами.
– Прочитайте предложения. Сколько имён вам встретилось?
– Прочитайте имя няни, имя девочки.
– Прочитайте рассказ про девочку Наташу.
– Почему вы улыбаетесь? Чего не умеет Наташа? А Оля?
Будем в классики играть:
На одной ноге скакать,
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке.
3. Работа в прописи на резервной странице.
– Прочитайте слова первого столбика. Какими буквами они написаны? Прочитайте слова второго столбика. Какими буквами написаны они?
– Какова закономерность соединения слов из разных столбиков?
– Соедините одни и те же слова, написанные печатными и письменными буквами.
– Найдите самое короткое слово. (Ум.)
– Найдите слово, в котором на одну букву больше. (Мяу.)
– Слова, в которых одинаковое количество букв. (Мама, няня, мина.)
– Слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Умная, юная.)
– Составьте слова из предложенных букв и запишите. (Нина, няня, Инна, Анна.)
– Послушайте, какие опасности могут подстерегать вас дома.
Розетка из стены на нас
Взирает парой дырок-глаз,
Предупреждает: «Вам меня
Бояться надо, как огня!»
Я окошко отворю,
На улицу посмотрю.
Но я не наклоняюсь вниз,
Не налегаю на карниз.
В окно смотреть прекрасно,
Но небезопасно!
– Какие ещё опасности могут подстерегать вас дома?
4. Самостоятельная работа.
1) Замена печатных букв на соответствующие письменные.
2) Запись слов письменным шрифтом.