Урок 39. Тема урока.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Сочинение – описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героя сказки, нахождению в текстах художественных средств изобразительности, соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к художественному слову.
Просмотр содержимого документа
«Урок 39. Тема урока. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение – описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.»
Литературное чтение 2 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА
Авторы Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий
Раздел «Мир народной сказки».
Урок 39. Тема урока.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Сочинение – описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героя сказки, нахождению в текстах художественных средств изобразительности, соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к художественному слову.
Планируемые результаты:
- личностные:
самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
нравственно – этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению;
- метапредметные:
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-коммуникативные – умеют задавать и отвечать на вопросы; поддерживают беседу, при помощи вопросов получают необходимую информацию; строят связное высказывание из 4-6 предложений по теме; диалог в паре и группе;
познавательные – умеют осмысленно читать литературный текст, проявляют индивидуальные творческие способности;
-предметные: ориентироваться в прочитанных произведениях; совершенствовать навыки чтения целыми словами; отрабатывать умение смыслового и выразительного чтения; развивать устную речь и познавательный интерес.
Оборудование: карточки с таблицей, выставка сказок народов РФ, аудиозапись музыкальной физминутки, цветы для рефлексии.
Ход урока
Организация начала урока
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Отгадайте чукотскую загадку.
-Отгадайте эвенскую загадку.
Дома вы читали чукотскую сказку «Мышка и лиса». Понравилась ли вам сказка?
Как мышка обхитрила лису? (Пересказ сказки) Какая в сказке лиса?
Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
- Прочитайте скороговорки сначала по слогам, потом – целыми словами.
- Прочитайте с удивлением.
-Прочитайте с печальной интонацией.
- Что объединяет эти скороговорки?
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Мы с вами заканчиваем изучение раздела «Мир народной сказки». Вы прочитали много сказок и устроили выставку прочитанных книг. Сегодня на уроке мы должны вспомнить все сказки о лисе, которые изучили. Составим о ней текст-описание.
Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы вспомним …
Мы сможем поразмышлять …
Мы будем уметь …
IV.Работа по теме урока.
1.- Знаете ли вы, что такое опорные слова?
- Откройте с.89 учебника. Прочитайте, что сообщает нам об этом профессор Самоваров? (Учащиеся читают текст.)
- Выполните задание 15 на с.89. (Ученики составляют предложения по опорным словам. Вспоминают название сказки «Лисичка-сестричка и волк».
2.- Проведём викторину. Узнайте сказку по отрывку. (Дети читают отрывки сказок по карточкам.)
« Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Медведь испугался и убежал. («Заюшкина избушка» или «Лиса и заяц»)
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
« Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.» (Лиса и журавль.)
« Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки …
Ещё дома ли Лисафья-кума,
Во своём ли тёплом гнёздышке?» («Петушок-золотой гребешок».)
Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? («Лиса и медведь».)
Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. («Лисичка со скалочкой»)
Музыкальная физминутка.
3.Характеристика лисы.
- О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, лиса-красавица, кумушка, плутовка, кума. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо.
- Сейчас вы будете работать в группах. (Дети разделены на пять групп.) Вам надо заполнить таблицу, используя опорные слова.
Название сказки | Как называют в сказках? | Какая? | Что делает | Характеристика лисы |
-
| лисонька | -
| -
| -
|
-
| кумушка | -
| -
| -
|
-
| Лисичка-сестричка | -
| -
| -
|
-
| плутовка | -
| -
| -
|
-
| Патрикеевна | -
| -
| -
|
-
Опорные слова: (какая?) двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая, глупая. (Что делает?) Обманывает, крадёт, убегает, поёт, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется. Характеристика лисы: воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга.)
(После заполнения таблицы представитель группы даёт характеристику лисе, используя опорные слова и знания прочитанных сказок).
- Как вы думаете, почему же лису называют хитрой, а не умной? ( Обычно хитрым называют сказочного персонажа или человека, который скрывает свои истинные намерения. Он идёт к своей цели не прямым, а обманным путём.)
- Прочитайте объяснение слова хитрый на с.88
4. Составим два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, другое – в сборник рассказов и сказок. Выберите соответствующие выражения. (Дети выполняют задание 13 на с.88)
- Прочитайте, что у вас получилось.
V.Подведение итогов урока.
- Какой раздел закончили изучать?
- Чем он вам понравился?
- Чему учили нас сказки? О чём заставляли задуматься?
VI. Рефлексия
- Понравилось ли вам работать в группе?
- Оцените себя. Выберите цветок определённого цвета: красный – если урок оказался для вас полезным; голубой – если на уроке вам было интересно иногда; жёлтый – если вы ничего нового не узнали.
-Соберите цветы в букет.
-
-
-