СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4 класс три кита музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 4 классе по теме «Три кита в музыке, три музыкальных  жанра: марш, танец, песня».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4 класс три кита музыки»

16 ноября 2016г. – Открытый урок в 4 классе по теме «Три кита в музыке, три музыкальных жанра: марш, танец, песня».


Цель урока: повторить ранее изученный материал по теме «Музыкальные жанры: марш, танец, песня».


Задачи:

Образовательные:

1.Расширить ранее полученные знания о жанрах музыки.

2.Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

3.Развитие вокально-хоровых навыков.


Воспитательные:

1.Воспитывать интерес и любовь к музыке.

2.Воспитывать умение работать в группе.



Коррекционно-развивающие:

1.Корригировать внимание (произвольное, устойчивое).

2.Коррекция и развитие устной речи.

3.Развитие слухового восприятия.

4.Развитие мыслительной деятельности (операция анализа и синтеза).


Оборудование:

  • синтезатор

  • компьютер

  • м/м проектор

  • презентация

  • нотки-жетоны





















Сценарий открытого урока.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке у нас много гостей и я предлагаю поприветствовать друг друга.

II.Актуализация знаний.

Учитель: На наших уроках мы много говорим о музыке. Ответьте, нужна ли нам музыка в нашей жизни? (ответы).

- Где мы слышим музыку? (ответы).

- Кто пишет музыку? (ответы).

- Сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну музыки. В этой стране живут по соседству три королевства, каждое из которых имеет свое название. Я думаю, что вы уже догадались о каких трех музыкальных жанрах пойдет речь? (марш, танец, песня).

- Вы готовы путешествовать? (ответы). Усаживайтесь поудобнее, спинку выпрямите, руки положите свободно на колени.

III.Основная часть.

- Чтобы оказаться в первом королевстве, нужно отгадать загадку.

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат (марш).

- Марш – это муз. жанр энергичного характера, с четким ритмом, соответствующий темпу шага.

- Какие виды марша вы знаете? (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный).

- Предлагаю прослушать и определить вид марша.

(Слушание «Солдатский марш» Р. Шуман)

- Какой вид марша прозвучал? (военный).

- Где исполняется военный марш? (на парадах, военных шествиях).

- Особенность военного марша ? (четкий ритм, который можно просчитать 1,2,1,2; умеренный темп, бодрый, энергичный, торжественный, исполнил духовой оркестр).

- Слушаем следующее произведение и определяем вид марша.

(Слушание «Спортивный марш» И. Дунаевский)

- Какой вид марша прозвучал? (спортивный).

- А как вы догадались? (подвижный темп, веселое настроение, легкость звучания, слова о спорте, четкий ритм).

- Молодцы, ребята. Это прозвучал марш-песня.

- А где мы можем услышать спортивный марш? (на спортивных праздниках и мероприятиях).

- Следующий марш вы не только внимательно послушаете, но и посмотрите и постараетесь дать точное, правильное название.

(Видеофрагмент «Турецкий марш» А. Моцарт)

- К какому виду марша относится эта музыка? (шуточный).

- Какое настроение музыки было в этом марше?(игривое, задорное, шуточное).

- В каком темпе звучал этот марш? (в умеренном).

- Слушаем и угадываем следующий вид марша.

(Слушание «Траурный марш» Ф. Шопен)

- Как вы думаете, какой это вид марша? (траурный).

- Какое настроение было у этого марша? (грустное, печальное, скорбное).

- В каком темпе звучит этот марш? (в медленном).

- Слушаем музыку и угадываем следующий вид марша.

(Слушание «Свадебный марш» Ф. Мендельсон)

- Конечно же, вы все узнали это…(свадебный или праздничный марш).

- Где мы его можем слышать? (на свадебных церемониях).

- Какой характер музыки имеет этот марш? (бодрый, торжественный, энергичный, с четким ритмом).

- А написал этот марш известный немецкий пианист и композитор Феликс Мендельсон. Этот марш был написан в 1842 году и является одним из наиболее распространенных в мире свадебных маршей.

- Молодцы, ребята, все верно угадали и рассказали о музыкальном жанре – марше.

- Вы, я думаю, устали? А теперь все дружно встали и проведем муз. физминутку.

Физкультминутка. (видео)

- Мы отправляемся дальше по волшебной стране музыки и попадаем в королевство… и нам снова поможет загадка.

Лишь музыка начнет звучать,

Не могу я устоять.

На щеках моих румянец,

Если я танцую….(танец).

- Следующий музыкальный жанр, о котором пойдет речь – это танец.

- А что такое танец? (движения, исполняемые в определенном темпе и ритме под музыку).

- Сейчас нам предстоит встреча с прекрасными танцами. Предлагаю послушать и назвать танец.

(Слушание «Во поле береза стояла» рус.нар.песня)

- Как называется этот танец? (хоровод).

- А что такое хоровод? (групповой танец с пением).

- Верно, это древний, народный круговой массовый обрядовый танец, включающий в себя движение с действием, переплясом, песней. Хоровод был любим нашими предками, но встречается под разными названиями и у других народов.

- Назовите праздники, на которых водят хоровод? (День рождения, Новый год).

- Идем дальше и угадываем следующий танец.

(Слушание «Полька» П. Чайковский из детского альбома)

- Узнали этот танец? (полька, старинный чешский танец, появившийся в середине XIX века).

- Какой характер музыки вы услышали? (веселый, задорный, игривый, легкий, изящный, жизнерадостный, зажигательный).

- В каком темпе звучала полька? (в быстром). А какой ритм? (четкий, на 1,2).

- Расскажите, как его исполняют? (парный танец, основан на полушагах, имеет самые простые, легкие, подпрыгивающие движения: галоп по кругу, притопы, «ковырялочка», дама может совершить поворот под рукой кавалера и т.д.).

- В России этот танец очень любят дети.

- Двигаемся дальше по королевству танца и слушаем следующие чарующие звуки музыки.

(Слушание «Русский Вальс» В. Гроховский)

Этот танец так прекрасен,

Времени он не подвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец…(вальс)

- Какая была музыка? (плавная, красивая, великолепная).

- Действительно, музыка вальса плавная, покачивающаяся, как лодка на волнах.

(предлагаю пластическими движениями рук показать движение под музыку и просчитать 1,2,3).

- Как танцуют вальс? (в паре, кружась, вращаясь по кругу).

- Какую страну считают родиной вальса? (Германию, начало XIX века).

- Ни один бал в старину не проходил без этого танца. Каждая девушка с волнением ждала своего первого бала: белое платье, музыка, кавалер и… круженье, круженье, круженье…

- А в наше время танцуют вальс? (на выпускных вечерах, на концертах и даже на чемпионатах мира по бальным танцам).

- У нас на очереди следующий танец, который, я думаю, все угадаете.

(Слушание «Полонез» Ф. Шопен)

На балах он танцевался

И торжественным считался.

Кто не знал, тот и не лез,

Ну, а танец… (полонез)

- Ребята, а что означает полонез? (торжественный танец-шествие, польского происхождения).

- Какое настроение в этом танце вы услышали? (бодрый, торжественный, энергичный).

- В каком темпе звучит полонез? (в умеренном).

- Расскажите, как танцуют полонез? (в паре, при большом количестве танцоров, двигаясь парами друг за другом, по определенным зонам).

- Скажите, а ритм у полонеза ровный, четкий, как у польки? (нет).

- У полонеза есть сильные и слабые доли, на счет 1 мы делаем акцент, а все остальные доли слабые, более тихие (прохлопывание ритма).

Ну что, друзья, уж час настал,

Я приглашаю вас на бал!

(учащиеся демонстрируют танец «Полонез»)

- Молодцы, ребята, замечательно исполнили «Полонез».

- А сейчас предлагаю вспомнить и выбрать правильный ответ. Какой танец принадлежит какой стране (полька – Чешский, хоровод – русский народный, вальс – Германия, полонез - Польша).

- Мы заглянули в королевство музыкальных жанров – марш и танец. Но наш путь еще не закончен. Я вижу 3 королевство, а как оно называется нам вновь поможет загадка.

Если текст соединить с мелодией,

И потом исполнить это вместе,

То что вы услышите? Конечно же это… (песня).

- Вот мы и в 3 королевстве муз. жанров – королевстве песни.

В вальсе ножки 1,2,3,

В польке ножки 1,2.

Наши ножки – раз,

Руки – два,

Спинка – три,

Голова – четыре,

Приготовились петь – пять.

Распевание.

- Голосочки готовы к пению и мы исполним песню «Солнечный круг».

(исполнение песни)

Вся музыка – волшебная страна,

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, как называются музыкальные жанры, у которых мы побывали сегодня в гостях? (марш, танец, песня).

- Какие виды марша вы запомнили? (военный, спортивный, праздничный, траурный, шуточный).

- С какими танцами мы познакомились на уроках? (хоровод, вальс, полька, полонез).

- Что было особенно интересным на уроке? (ответы).

- Что было трудным, сложным на уроке?

V. Самооценка.

- Вспомните все, что мы делали на уроке и оцените свою работу сами. Выберите ту нотку, которая соответствует вашей оценке. Покажите ее всем и поставьте на нотный стан.

- Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня и дальнейших успехов в изучении музыки!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!