Р.П. Погодин
Время говорит - пора
Проверяем домашнее задание
Перескажите содержание второй части рассказа, пользуясь цитатным планом.
1. «Он хотел было устроиться на лето подсобником на завод».
2. «- Выпей, — сказал он, — а тогда ты меня поймёшь и... простишь. Н-на...»
3. «Сварщик Глухов — артист своего дела»...
4. «- Оторвался ты, Иван, от рабочего класса».
5. «И унёс с собой последнее, что осталось от Володькиной матери, — ручные часы».
6. «Отца у меня больше нет. Мы с ним живём в разное время».
Расшифруй поговорку
т и р д у т в о и б о ю у б о л ь ш о в о л с м а л о е
Читаем третью часть рассказа
- Кого первым встретил Володя, вернувшись из похода?
- Как он понял, что что-то случилось?
- Кто сообщил Володе о смерти отца?
Читаем третью часть рассказа
Выберите из текста фрагмент, соответствующий иллюстрации
— Это тебе. Отдашь когда-нибудь. Ты не очень расстраивайся. У тебя ведь всё равно, что был батька, что умер. Тебе так даже лучше, пожалуй.
Володька вздрогнул и медленно повернул голову в Борькину сторону. Борька никогда бы не смог соврать товарищу, да и не было в этом надобности.
— Верно, — прошептал он.
Читаем третью часть рассказа
Выберите из текста фрагмент, соответствующий иллюстрации
— Ты не убивайся, сынок, — мягко начала Марья Ильинична. — Мы тут подумали вместе, а ты уж сам решай.
— Хочешь ко мне на стройку? — без обиняков предложил её муж. — Крупноблочные дома ставить.
Володька повернулся и сел, упёршись руками в валик. Все заметили, что шея у него тонкая, волосы давненько не стрижены и без слёз прямые, как луч, глаза.
— Я на Адмиралтейский, сварщиком.
Глеб уселся рядом с Володькой, обхватил его ручищей за плечи и сказал:
— Правильно. Полный порядок.
Без обиняков – откровенно, прямо.
Читаем третью часть рассказа
Объясните, почему Володя выбрал специальность отца.
Что он хотел этим доказать? .
Читаем третью часть рассказа
Марья Ильинична принесла Володьке переделанные суконку и брюки. Заставила его почистить ботинки кремом.
— Ты опрятным должен пойти на завод. Тебя звание обязывает.
Обратите внимание на слова Марьи Ильиничны в первый рабочий день Володи. О чём они говорят?
Суконка – здесь: суконный жаростойкий костюм
Читаем третью часть рассказа
Адмиралтейский завод рядом, за Калинкиным мостом с чугунными цепями, за плавучим магазином живой рыбы.
Над заводом плыли облака; они задевали за верхушки кранов, смешивались с клубами пара, выброшенного турбинами и котлами.
Кричали чайки.
Рабочие толпами шли к проходной.
Проходная – помещение или вспомогательное здание, оборудованное для контрольно-пропускной службы, являющееся входом на охраняемую территорию.
Читаем третью часть рассказа
1. Выскажите своё мнение по поводу тех причин, которые помогли Володе удержаться от употребления водки и не стать таким же пьяницей, как его отец:
- память о матери;
- забота соседей;
- его собственный характер;
- любовь к книге.
2. Что значит сильный и слабый характер? Определите, какой был характер у отца и Володи. Докажите своё мнение.
Читаем третью часть рассказа
Соотнесите данные прилагательные с персонажами.
Володя Глухов Иван Глухов
неуравновешенный
самостоятельный
добрый
отзывчивый
безвольный
слабохарактерный
самолюбивый
профессионал
Какое впечатление производит на вас рассказ Р.П. Погодина?
О чём вы задумались, прочитав его?
Разгадайте ребусы
ВРЕМЯ
Разгадайте ребусы
2
ГОВОРИТ
Разгадайте ребусы
1 = П
ПОРА
Время в рассказе
Глава 1. В шесть утра будильник вздрагивает, щёлкает слегка, словно барабанщик пробует палочки, и начинает выбивать дробь. За стенами просыпаются другие будильники.
Зовут будильники, торопят.
Глава 3. Володька заводил будильник, чтобы отец не проспал на работу, и садился делать уроки.
Время словно остановилось в их комнате. Будильник не тарахтел по утрам.
Глава 6. На пороге он [ Глеб ]обернулся, посмотрел на будильник. Впервые за много лет стрелка будильника опять стояла на шести.
Время торопит.
Время говорит: пора.
Глава 7. Над проходной висели часы. Минутная стрелка передвинулась на большую черту.
Сквер перед заводом пуст.
Борьке снова показалось, будто он опоздал. Но Борька уже знал куда. Знал, что придёт и его время.
Домашнее задание
- Озаглавить каждую часть текста.
- Подготовить пересказ всего текста по самостоятельно составленному плану.