СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 40. Обобщение по теме "Пищеварительная система, обмен веществ. Витамины

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка знаний, умений применения при решении практических задач

Просмотр содержимого документа
«Урок 40. Обобщение по теме "Пищеварительная система, обмен веществ. Витамины»

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система, обмен веществ. Витамины»


Цель: обобщить изученный материал, проверить умения применения знаний при решении практических задач, проведении функциональной пробы с задержкой дыхания на максимальный срок до и после дозированной нагрузки, использовать эту пробу для самоконтроля собственного здоровья; обозначить роль питания в поддержании здоровья, развивать интерес к изучению биологии человека.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Слайд 2 - В качестве домашнего задания вам было предложено выполнить функциональную пробу на установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Задержка дыхания до и после нагрузки

Продолжительность задержки дыхания, с

В состоянии покоя

После 10 приседаний

После минутного отдыха

А =

В =

С =

Оценка результатов

В/А х 100% =

С/А х 100% =

А – в покое, В – после работы, С – после отдыха.

Озвучьте ваши результаты.

Почему после задержки дыхания происходит его возобновление? (Возобновление дыхания происходит в результате накопления СО2 в крови в ходе энергетического обмена и гуморального влияния его на дыхательный центр.)

Слайд 3 – По таблице и результатам самооценки давайте определим, какое количество человек в классе относится к категории здоровых тренированных и нетренированных и с отклонениями здоровья. /Проводится подсчет/

Слайд 4 – Ответьте на вопросы:

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Какой вывод можно сделать из проделанного опыта?

Слайд 5Подвести обучающихся к выводу из опыта: чем тяжелее физическая нагрузка, тем человек затрачивает больше энергии. Количество затраченной энергии зависит также от тренированности испытуемого. Распавшиеся при биологическом окислении белки, жиры и углеводы должны быть возмещены пищей.

Слайд 6 – Тест «Есть ли у вас авитаминоз?» Ответы: А – да, Б- нет

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Слайд 7 – Оценка результатов теста:

За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Слайды 8-9Определите витамины по описанию!

Бережёт наше зрение. Заботится о коже, делает её мягкой и эластичной. Регулирует обмен веществ. Повышает иммунитет, устойчивость организма к инфекциям. Помогает детям расти.

При недостатке: Ухудшается зрение, особенно сумеречное, развивается куриная слепота, могут развиться конъюнктивиты. Кожа, особенно на руках становится сухой, начинает шелушиться, ногти становятся сухими, тусклыми. Могут возникнуть гормональные нарушения. Часто бывают простуды, инфекционные заболевания.

Витамин А: отличное зрение. Ешьте морковку (содержащийся в ней каротин в кишечнике превращается в витамин А). Печень, особенно говяжью и тресковую. Яйца, сливочное масло, петрушку.

Слайды 10-11 – Укрепляют нервную систему и помогают работать мозгу. Повышают иммунитет и улучшают кровь. Защищают все слизистые оболочки. Помогают кишечнику, печени и всем мышцам, суставам и связкам.

При недостатке: Мы чувствуем усталость, раздражительность, плохо спим, снижаются умственные способности. Развиваются болезни печени. Воспаляются слизистые оболочки, появляются сухость и трещинки на губах, зуд и резь в глазах, дерматиты, выпадают волосы. Анемия, бери – бери или полиневрит.

Витамины группы В: здоровые нервы. Больше всего витаминов группы В во всех семечках, зернышках, отрубях, в бобовых овощах, крупах (ячневой, перловой, гречневой, пшенной). Кроме того, в говяжьей печёнке, рыбе лососевых пород. Яйцах, сыре и твороге.

Слайды 12-13 – Укрепляет иммунитет, предохраняя вас от инфекций и онкологических заболеваний. Защищает сосуды, слизистые оболочки, все зубы и кости. Помогает всей эндокринной системе. Не дает нам стареть.

При недостатке: У нас постоянные простуды, насморк. Раны и царапины плохо заживают, даже от легких ударов появляются синяки. На расческе остаются волосы, кожа становится сухой, зубы расшатываются, а десны воспаляются и кровоточат (цинга). Появляются слабость и раздражительность.

Витамин С: на страже всего организма. К весне львиная доля витамина С остается в луке, чесноке, капусте, хрене, киви, апельсинах и лимонах, зелени петрушки и укропа.

Слайды 14-15 – Регулирует обмен кальция и фосфора. Укрепляет кости и помогает им расти. Поддерживает иммунитет.

При недостатке: Организм ослаблен, мы быстро утомляемся, постоянно вялые.Дети болеют рахитом, а взрослые - остеопорозом.

Витамин D: КРЕПКИЕ КОСТИ. Надо есть больше рыбы - сельди, кеты, скумбрии, не забывать про печень трески. Витамина Д много и в яичном желтке, белых грибах, сливочном масле.

Слайды 16-17 – Защищает нас от стресса и канцерогенных веществ. Помогает усвоению белков, жиров и витамина А. Благотворно влияет на половые железы.

При недостатке: Появляется мышечная слабость. Случаются эндокринные и нервные расстройства. Нам грозит бесплодие.

Витамин Е: активность и плодовитость. Чаще надо употреблять нерафинированное растительное масло, орехи, различные семечки, зерновые и бобовые проростки.

Слайд 18-19 – Участвует в синтезе протромбина. Способствует нормальной свёртываемости крови. Помогает нашему организму поддерживать здоровье костей и сосудов.

При недостатке: Дефицит нетипичен для здоровых взрослых, так как витамин широко распространен в продуктах питания. Дефицит витамина приводит к нарушению свертываемости крови, обычно демонстрируемому лабораторными тестами скорости свертываемости.

Витамин К. Шпинат, салат, капуста, морковь, томаты. Синтезируется микрофлора кишечника.

- А теперь, чтобы проверить ваши знания, выполним различные задания.


  1. Контроль знаний (письменная работа)

Слайд 20 - Задание 1. Установите соответствие между списком заболеваний (1-10), а также их характеристиками (I-XII).

1. Цинга. 6. Ожирение.

2. Кариес. 7.Тиф.

3.Дизентерия. 8.Гастрит.

4. Глистные заболевания. 9. Язва желудка.

5. Холере. 10. Отсутствие аппетита.

I. Инфекционные болезни кишечника.

II. Источник – недожаренное, недоваренное рыбы и мясо.

III. Источник – грязная посуда, пища, вода, руки.

IV. Профилактика – это предупредительные прививки.

V. Профилактика – чистота посуды, пищи, воды, фруктов, овощей, рук.

VI. Результат нарушения чистоты ротовой полости.

VII. Результат нарушения питания и режима дня.

VIII. Профилактика – это хорошо прожаривать и проваривать рыбу и мясо.

IX. Профилактика – это чистка перед сном зубов.

X. Результат недомогания или плохая сервировка стола.

XI. Результат употребления алкоголя и курение.

XII. Результат гиподинамии.

Слайды 21-22 – Задание 2. Тестовая работа.

1. Витамины это…

а) органические вещества; б) минеральные вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) нормальное содержание витамина; б) недостаток витамина; в) переизбыток витамина.

3. К водорастворимым витаминам относятся:

а) группа В; б) D, А, К; в) С, РР, группы В;

4. В цитрусовых большом количестве содержится:

а) витамин А; б) витамин С; в) витамин А.

5. Отсутствие какого витамина приводит к болезни бери-бери?

а) витамина К; б) витамина С; в) витамина В.

6. Переизбыток витаминов вызывает:

а) головокружение; б) авитаминоз; в) гиперавитаминов.

7. Витамины были открыты:

а) Эйкманом; б) Фрунком; в) Луниным.

8. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар; б) водоросли, мясо, яйца;

в) свежие овощи, фрукты, молоко.

9. У мальчика уменьшилась острота зрения при слабом свете, что может быть причиной?

а) недостаток витамина А; б) недостаток витамина В; в) недостаток витамина Е

10. Недостаток витамина С приводит к болезни:

а) Рахит; б) Пеллагра; в) Цинга.

Слайды 23-24 - Задание 3.

  1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей

  2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном

  3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?

  4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.

  5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .

  6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

  7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

  8. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?

  9. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

Слайд 25 – После сдачи письменных работ озвучиваются ответы:

  1. Все четыре

  2. В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.

  3. Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.

  4. Витамин В12, который содержится в мясе.

  5. Витамин Д, который предохраняет от рахита.

  6. Яичным желтком.

  7. В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А,С, витаминах группы В.

  8. Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос.

  9. Любой из этих продуктов.

  1. Подведение итога урока

Слайд 26 - Домашнее задание: повторить вопросы, вызвавшие затруднения. По желанию подготовить доклад на тему «Здоровое питание подростка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!