Просмотр содержимого документа
«Урок 40. «Уроки французского» В.Г. Распутина. Отражение в рассказе трудностей военного времени. 6 класс.»
Урок 40. «Уроки французского» В.Г. Распутина. Отражение в рассказе трудностей военного времени.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в рассказе трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин». Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказе.
Содержание урока
I. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
Рассказ учителя о В. Г. Распутине
с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя и показом его портретов.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Валентин Григорьевич Распутин» (из воспоминаний писателя) и материалов из истории создания рассказа «Уроки французского»:
Как писатель объясняет тот факт, что он помнит о посылке с макаронами, а его учительница забыла?
Что такое автобиографический рассказ?
Почему писатель стремится поделиться с читателями рассказом о событиях собственной жизни? Как он это делает?
III. Беседа о жанровых особенностях рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Г. Распутина «Уроки французского»:
Можно ли назвать рассказы «Конь с розовой гривой» и «Уроки французского» мемуарами о детстве? Докажите свою позицию.
Каковы основные черты этого жанра?
(Итоговость, назидательность, переосмысление прошлого взрослым человеком, размышления о нравственных уроках детства.)
Можно ли доказать, что в прошлом действует юный эпический герой, который совершает действия и поступки, а в настоящем его оценивает герой лирический, взрослый человек, почти двойник автора?
Приведите примеры из рассказа «Конь с розовой гривой», иллюстрирующие эти положения.
Чьими глазами видится в рассказах о детстве реальный мир?
Докажите, что в мемуарах о детстве присутствует «троичность» повествования: отражение реального мира в детском восприятии и взгляд взрослого человека в виде воспоминания.
С каким настроением взрослый писатель рассказывает о своём детстве?
(Светлая грусть.)
Докажите, что ход повествования в «мемуарах о детстве» часто нарушается и включает в себя воспоминания из другого времени.
Расскажите кратко об Анастасии Прокопьевне Копыловой и о дружбе В. Распутина с драматургом А. Вампиловым.
Зачем в начале рассказа «Уроки французского» автор размышляет о вине перед учителями и родителями?
Чьи размышления открывают рассказ: школьника или взрослого человека? Обоснуйте свою позицию.
Почему писатель говорит о вине не за то, что было в школе, а за то, что сталось после?
IV. Отражение в повести трудностей военного времени
Групповая работа:
Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа с начала до слов «Я опомнился и убежал».
Озаглавьте этот фрагмент.
Расскажите, почему герой рассказа голодал в райцентре. Какие ещё трудности выпали на его долю в годы учёбы?
Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог героя рассказа, Федьки и Вадика со слов «Однажды, ещё в сентябре...» до слов «...хозяйничал здесь он, это я понял сразу».
Озаглавьте этот фрагмент.
Расскажите, как мальчишки играли в чику. Легко ли было выиграть деньги?
Дайте характеристику Вадика.
Почему герой рассказа начинает играть на деньги: из-за азарта, от жадности, чтобы добиться превосходства над мальчишками, от голода? Аргументируйте свой ответ.
V. Герой рассказа и его сверстники
Продолжение групповой работы:
Группа 3.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа о том, как герой научился честно выигрывать в чику, со слов «Я стал выигрывать постоянно, каждый день...» до слов «Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».
Озаглавьте этот фрагмент.
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Дайте нравственную оценку поведению героя-повествователя и Вадика.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я только что опять угодил в деньги...» до слов «...не могло быть на всём белом свете человека несчастнее меня».
Озаглавьте этот фрагмент.
Какое чувство вызывает эпизод? Как он характеризует героя-повествователя и его противников: Вадика и Птаху?
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Первым уроком, как назло, был французский...» до слов «...но так домой ехать нельзя».
Озаглавьте этот фрагмент.
Перескажите, о чём разговаривали герой и Лидия Михайловна.
С какой целью автор помещает рядом описания их портретов?
Группа 5.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Я подошёл, и игра сама собой приостановилась...» до слов «Другого выхода нет».
Озаглавьте этот фрагмент.
Почему герой опять пошёл играть на деньги? Можно ли его за это осудить или оправдать?
Расскажите, как герой занимался французским дома у учительницы.
Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему учительница приглашала мальчика заниматься к себе домой:
— чтобы самой не ходить в школу;
— чтобы он знал французский на отлично;
— чтобы спасти его от голода?
Как герой чувствовал себя дома у учительницы? Почему ему было неуютно и неловко?
VI. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
Продолжение групповой работы:
Группа 6.
Расскажите историю с макаронами со слов «Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка...» до слов «...с каких приисков взялось такое богатство».
Озаглавьте этот фрагмент.
Как герой догадался, что посылку прислала не мать?
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Когда я бочком влез с посылкой в дверь...» до слов «...я, мотая головой и бормоча что-то, выскочил за дверь».
Почему герой не признавался, что голодает? Оцените его позицию.
Группа 7.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Однажды, недели через две после истории с посылкой...» до слов «Это было справедливо, и я согласился...».
Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с приходом директора.
Какие чувства испытали при этом герой и учительница?
Прочитайте финальную часть рассказа со слов «Через три дня Лидия Михайловна уехала...» до конца рассказа.
С какой целью автор рассказывает читателю про ещё одну посылку с макаронами?
VII. Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе „Уроки французского“».
Итоговые вопросы:
Ответы на вопросы 1-2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Как в рассказе выражается авторская позиция по отношению к героям?
Домашнее задание
Подготовить устное сообщение о главном герое рассказа по плану из задания 2 (раздел учебника «Сделаем выводы») и пересказ выбранного эпизода от лица одного из героев.
Письменно ответить на вопрос «Какие трудности послевоенного времени испытал герой рассказа „Уроки французского“?»
Групповое задание.
Подготовить чтение в лицах или инсценировку одного из фрагментов рассказа.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.