СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 41. Образ главного героя в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 41. Образ главного героя в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского. 8 класс.»

Урок 41. Образ главного героя в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского.

Основное содержание урока.
Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

Основные виды деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме.

Содержание урока

I. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно главу «На войне».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: пенять, кутерьма, не премину, номер вышел.

Почему строфа, начинающаяся словами «Раз война — про всё забудь…», включена в главу «О войне» дважды?

Как автор воспринимает войну? В чём мудрость его советов товарищам?

Какие элементы фольклора использует автор? С какой целью?

Повествование в главе ведётся от лица автора. Можно ли предположить, что так рассуждает Тёркин? Обоснуйте свою позицию.

Вспомните главу «От автора», открывающую поэму. На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои мысли примерами.

Группа 2.
Прочитайте выразительно главу «О награде».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: полустанок, сельсовет, колхоз, вечёрка, «Казбек».

Какие черты характера Тёркина показаны в главе? Подтвердите свои мысли примерами.

Почему герой не стремится получить орден, а «согласен на медаль»? Как это его характеризует?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Каково настроение лирического отступления в конце главы? *Почему в нём повторяются слова, ставшие лейтмотивом всей поэмы?

Вспомните главу «На привале». На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои утверждения примерами.

Группа 3.
Прочитайте выразительно главу «От автора».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: было к спеху, не лгал для лжи, рос не в холе, каптёрка.

Почему автор называет Тёркина «Боль моя, моя отрада,/Отдых мой и подвиг мой!»? Как вы понимаете эти слова?

Какие мысли и ситуации тревожат автора? Почему?

В чём он видит предназначение военного писателя?

Вспомните главу «Переправа». На какие черты характера Тёркина указывает в ней автор? Подтвердите свои утверждения примерами.

II. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин».

Образец заполнения цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин»

Василий Тёркин

крестьянин

солдат

гражданин

Сторона моя лесная,
Каждый кустик мне — родня.
Я пути такие знаю,
Что поди поймай меня!
Мне там каждая знакома
Бороздёнка под межой.
Я — смоленский. Я там дома.
Я там — свой, а он — чужой.
Глава «Генерал»

На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский труженик-солдат.
Глава «Переправа»

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Глава «О герое»

    

    

    

Выводы:



Подберите из других глав поэмы свои примеры и заполните цитатную таблицу (работа может быть завершена дома).

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Творческое задание».

III. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны
Обобщающая беседа:


Ответы на вопросы 1, 7, 8, 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Творческое задание».

Итоговый вопрос:

Почему поэму «Василий Тёркин» можно назвать «энциклопедией войны»? Составьте план ответа на этот вопрос.

Примерный план ответа:

1. Изображение картин войны и военных будней во всех проявлениях.
2. Изображение типического характера Василия Тёркина как русского воина-освободителя.
3. Изображение различных слоёв общества, втянутого в войну:
солдат, военачальников, военврачей, мирных жителей, бывших солдат и др.
4. Реалистическое изображение пространства России в конкретных художественных образах.
5. Панорама типических русских пейзажей, опалённых войной.
6. Правдивое изображение исторического времени, отражённого в поэме.
7. Использование в поэме географических и исторических реалий.

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Завершить составление плана ответа на вопрос «Почему поэму “Василий Тёркин” можно назвать “энциклопедией войны”?».

Письменно ответить на этот вопрос или составить письменную характеристику Василия Тёркина (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения «Структура и композиция поэмы “Василий Тёркин”» и «Роль глав “От автора” в композиции поэмы».

Прочитать статью «Ради жизни на земле» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Групповое задание.

Прочитать главы поэмы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?» (по группам).


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.