Урок 42. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).
Основное содержание урока
Страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье…». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». Стихотворения в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. Обсуждение романсов на стихи М. Ю. Лермонтова.
I. Страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова.
Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории.
Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье…»
Концерт-миниатюра из стихов М. Ю. Лермонтова:
«Бородино», «Тучи», «Листок», «Утёс», «На севере диком…», «Три пальмы»,
фрагментов поэм «Песня про царя Ивана Васильевича..»,«Мцыри».
Вступительная беседа:
— Какие темы и мотивы прозвучавших произведений являются ведущими, ключевыми? Приведите примеры.
— В чём причина трагического мироощущения в лирике Лермонтова?
— Почему поэт обращается в лирике к историческому прошлому России?
— Какой приём является в стихах М. Ю. Лермонтова основным? (Антитеза.)
— Назовите признаки двусложных и трёхсложных размеров стиха. Приведите примеры из стихотворений Лермонтова.
— С. А. Андреевский в книге «Литературные очерки» так написал о М. Ю. Лермонтове:
«Нет другого поэта, который бы так явно считал небо своей родиной и землю — своим изгнанием…» Как понять эти слова?
II. Чтение и обсуждение статьи А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему»: (Приложение 1)
— В чём Ахматова видит главные признаки гениальности Лермонтова-поэта?
(Умение замечать тайное и сокровенное в самом обыденном.)
— Прочитайте стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье…» (Приложение 2).
Какую проблему поднимает в нём поэт?
(Проблему действенности поэтического слова, его внутренних смыслов, тайн подтекста.)
Какие слова являются рождёнными «из пламя и света»?
*Почему поэт считал эмоции, вызываемые словами, важнее их значения?
Почему «шум мирской», жизнь толпы не рождают поэтических строк? Что нужно для их рождения?
— Почему, по мнению Ахматовой, Лермонтов мог быть назван великим поэтом только за это стихотворение?
— Ахматова считала, что в прозе Лермонтов «обогнал самого себя на сто лет» и даже то, «что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — всё было ему подвластно». Какие произведения Лермонтова нужно изучить, чтобы подтвердить это мнение?
III. Тематика сообщений учащихся:
1. Мишель Лермонтов, его родители и бабушка Е. А. Арсеньева. Заочная экскурсия в Тарханы.
2. Учёба М. Ю. Лермонтова в Москве и в Петербурге.
3. Кавказ в стихах и акварелях М. Ю. Лермонтова.
4. Истории дуэлей и ссылок М. Ю. Лермонтова.
5. Друзья и враги поэта (экскурсия по галерее портретов Лермонтова и его знакомцев).
6. Памятники М. Ю. Лермонтову в России.
IV. Лекция учителя о биографии и творчестве М. Ю. Лермонтова с включением сообщений учащихся.
Составление хронологической таблицы жизни и творчества Лермонтова:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА жизни и творчества М. Ю. Лермонтова |
Биография М. Ю. Лермонтова | Произведения этого периода |
1814—1827. Детские и отроческие годы (сообщение 1) | |
1828—1830. Учёба в Московском университетском благородном пансионе | |
1830—1832. Учёба в Московском университете | |
1834—1836. Лермонтов в Петербурге (сообщение 2) | |
1837. Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ (сообщение 3) | |
1838. В Гродненском гусарском полку под Новгородом | |
1838—1840. Жизнь в Петербурге | |
1840. Лермонтов в Москве, вторая ссылка на Кавказ (сообщение 4) | |
1841. Последняя поездка в Петербург (сообщение 5) | |
1841. Дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске (сообщение 6) | |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
V. Чтение статьи учебника «Два поэтических мира» (Приложение 3)
и составление цитатной таблицы «Поэзия Пушкина и поэзия Лермонтова»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Поэзия Пушкина и поэзия Лермонтова» |
Поэзия А. С. Пушкина | Поэзия М. Ю. Лермонтова |
В. Г. Белинский: «Пушкин — поэт внутреннего чувства души… Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства» | В. Г. Белинский: «Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины… пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» |
Д. П. Муравьёв: «Широкая и светлая поэзия Пушкина выросла на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека» | Д. П. Муравьёв: «На смену светлому, непосредственному и открытому взгляду на мир, на смену доверию жизни и упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, рефлексии, скепсиса и „тоски по жизни“» |
В «Пророке» «у Пушкина происходит преображение человека, поэта в пророка» | В ключе «печали и разочарования» начинается «Пророк» Лермонтова. Мир встречает поэта «злобой и пороком», люди «побивают его каменьями. В скорби он бежит из мира, отвергнувшего его, в „пустыню“» |
У Пушкина «ясный гармонический мир», «где всё двигалось согласно высшему закону… и поэтому всё было истинно» | У Лермонтова мир «распался, обернувшись „пустой и глупой шуткой“ и „миром страданий и слёз“» |
В пушкинском мире — «безграничное многообразие форм, красок, состояний» | У Лермонтова — противоборство «двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира», резкий контраст «света и тени, добра и зла, жизни и смерти» |
У Пушкина «в конечном счёте торжествует приятие мира» | У Лермонтова «почти всегда на первый план выступает отрицание, хотя и во имя абсолютных ценностей» |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
VI. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта:
«Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…»
Групповая практическая работа.
Выявление особенностей смысловых доминант, образов поэтического пространства и времени в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, их жанровой специфики.
Группа 1. «Парус»:
смысловые доминанты стихотворения. (Приложение 4)
Прочитайте стихотворение выразительно.
Какие два мира рисует поэт? Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какими способами передаётся смятенное состояние души лирического я?
(Первые два стиха каждой строфы рисуют картины природы, а вторые — внутреннее состояние «наблюдателя». Ключевое слово, сближающее «наблюдателя» и парус, — «одинокий». Смятенность души передают вопросительные интонации третьего и четвёртого стихов. Во второй строфе ключевое слово «увы», выражающее разочарование, потому что счастье — это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя. В третьей — гармоничная, светлая, яркая картина равнодушного мира противопоставлена состоянию лирического я, душа которого «просит бури».)
Докажите, что лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. Какую роль играет в тексте приём контраста?
Группа 2. «Парус»:
художественное пространство текста.
Каковы изменения в поэтическом пространстве текста?
(В первой строфе парус и «наблюдатель» далеко друг от друга. Один — на берегу, а другой — «в тумане моря». Во второй — «наблюдатель» «переместился» с берега в открытое море и сам управляет ветрилом. Пространство первой строфы расположено горизонтально, во второй оно колеблемо ветром, от которого «играют волны», а в третьей воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают пространственные предлоги «под» и «над». Мир реальный «растёт» вверх, простирается от водной глади до солнца и переполняется мятежными страстями лирического я, просящего бури.)
Как анализ поэтического пространства помог пониманию смысла стихотворения?
Группа 3. «Когда волнуется желтеющая нива…»:
условность образа времени. (Приложение 5)
Прочитайте стихотворение выразительно.
Какое время года изображено в нём?
В чём условность описаний природы?
Докажите, что мир природы у М. Ю. Лермонтова одухотворён и является живым существом.
(Русский пейзаж показан в разное время года, но для поэта важно не правдивое описание природы, а состояние души лирического я. Природные явления поэт одухотворяет: нива «волнуется», слива «прячется», ручей «лепечет», ландыш «кивает головой». Природа живёт вне времени, поэтому и образ времени является условным.)
В чём для поэта источник счастья?
VII. Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта.
Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».
Стихотворение в актёрском исполнении
Группа 4. «И скучно и грустно»:
элегия или сатира? (Приложение 6)
Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении.
Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие главные чувства человеческой души называет поэт?
Что роднит стихотворение с элегией?
Чем недоволен поэт: обществом или собой?
Докажите, что в стихотворении выражено ироническое отношение к действительности.
Найдите в стихотворении черты романтизма.
Почему лирическое я опровергает романтическое стремление к гармонии мира?
VIII. Прослушивание романса А. Л. Гурилёва на стихи М. Ю. Лермонтова.
Вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Итоговый вопрос:
Как проявились мотивы вольности и одиночества в лирике поэта?
Домашнее задание
Составить рассказ о жизни поэта или выполнить одно из «Творческих заданий» учебника (по выбору учителя).
Изучить статью учебника «В творческой лаборатории М.Ю. Лермонтова» (Приложение 7) и подготовить развёрнутый ответ на тему «М. Ю. Лермонтов и романтизм».
Завершить заполнение таблиц.
Выучить наизусть одно из стихотворений.
Подготовить его письменный анализ или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Проанализировать синтаксический строй стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».
Групповые задания.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проект. Заочная экскурсия «„Люблю я Кавказ!“: М. Ю. Лермонтов на Кавказе».
Приложение 1
ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
Приложение 2
ЕСТЬ РЕЧИ — ЗНАЧЕНЬЕ...
М. Ю. Лермонтов
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 144.
Приложение 3
ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА
ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
«Нет двух поэтов столь существенно различных,— писал В. Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».
Согласны ли Вы с этой мыслью Белинского? Можно ли это проследить на примерах?
Д. П. Муравьев, приводя эту цитату и продолжая мысль Белинского в книге «М. Ю. Лермонтов. Стихотворения и поэмы», пишет: «Широкая и светлая поэзия Пушкина выросла на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И «дней александровых прекрасное начало», и напряжение народных сил в Отечественной войне, и подъем национального самосознания питали эти надежды и веру. Но надежды оказывались несбыточными, вера — несостоятельной. Росли сомнения и стремление пересмотреть и переоценить силы человека, его положение в мире и само представление об этом мире. И на смену светлому, непосредственному и открытому взгляду на мир, на смену доверию жизни и упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, рефлексии, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова, Чаадаева, Гоголя...
Может быть, нигде так отчетливо не выступила противоположность двух поэтических миров, как в «Пророках» Пушкина и Лермонтова. У Пушкина происходит преображение человека, поэта в пророка...
Совсем в ином ключе — печали и разочарования — начинается «Пророк» Лермонтова. Мир, куда он выходит, встречает его злобой и пороком.
Люди, которым он стал провозглашать «любви и правды чистые ученья», побивают его каменьями. В скорби он бежит из мира, отвергнувшего его, в «пустыню».
...Ясный гармонический мир Пушкина, где все двигалось согласно высшему закону, все было необходимо и на своем месте и потому все было истинно, у Лермонтова распался, обернувшись «пустой и глупой шуткой» и «миром страданий и слез»... Безграничное многообразие форм, красок, состояний пушкинского мира сменилось у Лермонтова однозначной картиной противоборства двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира, в резком контрасте света и тени, добра и зла, жизни и смерти...
...все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.
...Если у Пушкина, несмотря ни на что, в конечном счете торжествует приятие мира, то у Лермонтова почти всегда на первый план выступает отрицание, хотя и во имя абсолютных ценностей...»
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
Приложение 4
ПАРУС
М. Ю. Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Приложение 5
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...
М. Ю. Лермонтов
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.
Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС, том 1. – М.: Худож. лит., 1957. – С. 14.
Приложение 6
И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка...
1840
Приложение 7
В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова
Лирический образ, который возникает в воображении после чтения ранних стихотворений Лермонтова, предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением этой героической личности в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах.
Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о «славе» («За дело общее, быть может, я паду...», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...», «я рожден, чтоб целый мир был зритель/Торжества иль гибели моей...»), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном («И Байрона достигнуть я б хотел...»), с мятежными и гордыми персонажами романтизма.
Лермонтов-романтик
Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма, причем романтизма не только в его высших, но и более скромных образцах. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет и он написал первое свое стихотворение, дошедшее до нас, романтизм стал уже достоянием незначительных, мелких поэтов, которые на все лады повторяли мотивы, темы, образы, стиль Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского. Сюда надо отнести и подражателей европейских романтиков. Лермонтов читал как Байрона, Андре Шенье, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, так и сочинения их подражателей.
В поэзии романтиков-подражателей глубокие идеи не были лично пережиты, как пережиты они великими поэтами. Те чувства, которые у настоящих поэтов нравственно обеспечены их жизненным опытом, их страданиями, их судьбой, у подражателей романтизма лишались жизненной правды и превращались в сугубо «книжные» чувства. Но Лермонтова-мальчика они привлекли грандиозностью образов, искусственной остротой и напряженностью переживаний. Он увидел, что герои романтических произведений предъявляют огромные требования к жизни, что их запросы к ней неслыханно велики, что они непомерно возвышаются над остальными людьми и мнят себя избранными личностями, призванными осчастливить мир. Лермонтов доверчиво и всерьез принимает эти романтические идеи. Он чувствует себя героем, который бросает вызов враждебному миру и жаждет победы над ним. Тем самым романтические «книжные» мотивы он делает личными и стремится использовать в своем жизненном опыте. Он строит свою внутреннюю жизнь в соответствии с романтическими представлениями, вычитанными из книг. Жуковский и Батюшков мечтают жить так, как пишут, Лермонтов жаждет жить так, как велят ему книжные мечты. С такими представлениями о романтических чувствах совпадают и представления о своем рождении и своей участи. Факты собственной биографии напоминали Лермонтову, что он «избранник», человек загадочной, «странной» и непременно высокой, трагической судьбы, что ему дарована особая жизненная доля, особая человеческая миссия, что он герой, призванный разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира. Весь мир должен быть «зрителем» его необыкновенных деяний, в которых он исповедуется, посвящая всех в юношеские надежды, тайные мечтания, гражданские помыслы. Готовя себя к исключительной, избраннической судьбе, он предчувствует лежащий перед ним путь страданий, жертвенности.
Конфликт Лермонтова с миропорядком
Между поэтом и действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Конфликт поэта с миропорядком был чреват трагедией. Главную причину Лермонтов видит в отпадении человека от общества и общества от человека. Между личностью и обществом уничтожились связи. Окружающий мир замкнут и непроницаем. Личность одинока и погружена в себя. На всем мировом пространстве господствует индивидуализм. Если Жуковский связывал человека с миром, хотя бы в вечной жизни, если Пушкин вписывал человека в национальную и мировую историю и тем утверждал его единство с миром, то Лермонтов договаривает за них суровую истину: мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает абсолютной свободы, в том числе и от общества. Перед мысленным взором Лермонтова раскрылась распавшаяся связь времен. Сознание этого обстоятельства порождало чувство исторической обреченности, усугубляло свойственные Лермонтову всеобщий, вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, которого он чтит, но в то же время упрекает за создание мира, где попираются добро и справедливость.
Сравнивая время Пушкина и время Лермонтова, Белинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цени исторического развития нашего общества».
Жизнь представлялась Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. Описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем, способным передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. Но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя.
Творчество Лермонтова обозначило послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Русский дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. Юн ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы.
Так как личность во времена Лермонтова все больше ощущала свою независимость от общества, которое, с одной стороны, выталкивало ее и обрекало на одиночество (в литературе этот процесс отражен в комедии «Горе от ума»), а с другой — опутало целой системой насильственных и моральных принуждений, то неотъемлемые права личности, и прежде всего право на свободу личную, политическую, гражданскую, нашли в Лермонтове горячего защитника и проводника. Права личности стали для поэта единственным критерием оценки действительности, причем права абсолютные, не знающие никаких преград, кроме тех, какие человек, будучи гуманным существом, согласует со своей совестью. Поскольку существующий порядок отрицал достоинство личности, то ее нравственной обязанностью стало неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический протест личности, принимавший формы то героического и мятежного вольнолюбия, то разрушительного и мстительного демонизма.
Лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса.
Таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-Лермонтова. Молодой Лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. Он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. Однако как Жуковскому, Батюшкову и Пушкину, а также их героям не удалось прожить но предначертанным поэтическим мечтаниям, так и Лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие исторических обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение.
Романтический герой у Лермонтова
Юноша-герой, исповедующий романтизм, наделен у Лермонтова типовыми, общими и, следовательно, условно-книжными приметами: он избранник судьбы, сын рока, у него уже есть трагические воспоминания, на его челе лежит «печать страстей», он вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но также холодный, разочарованный демон. Эти типовые приметы Лермонтов превратил в образ собственной личности. Опыт претворения типовых примет в личные, опыт слияния типового, общеромантического, книжного с неповторимой, оригинальной личностью стал нравственным обеспечением и несомненным новаторством юного Лермонтова.
В соответствии с этими важнейшими сторонами лермонтовского восприятия жизни складываются коренные черты «лермонтовского человека», почти неизменные от юности до гибели. Лермонтов заново начинает с того, с чего начал русский романтизм,— с осмысления отношений между человеком и окружающим миром, включая ближайшую среду и необозримую Вселенную.
Книжные романтические представления проверяются жизнью и вследствие самонаблюдения и самоанализа становятся достоянием личности. Лермонтов хотел бы видеть мир, как и обещали романтики, гармоничным и совершенным, в котором земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, где все полно отрады, красоты, воли. Этот простой, цельный, «естественный», как его называют, мир, не знающий противоречий, конфликтов и контрастов, населен «чистейшими, лучшими существами». О нем поэту напоминают песня матери, природа, ребенок, «сладкий голос», дружеская улыбка, любовь и нежное участие женщины.
Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Нищему, пользуясь его слепотой, кладут в протянутую руку вместо монеты камень, возлюбленная почти открыто смеется над пламенными чувствами юноши, друг клевещет за спиной. В огромном человеческом мире ничтожество часто выглядит благом, нравственное уродство нередко выдается за моральное достоинство, а рабское молчание — за смелость.
Смысл романтизма, помимо всего прочего, заключен в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. В этом томлении по лучшему миру, чем тот, в котором пребывают народы, и состоит романтизм. Долой спокойствие! Да здравствует тревога! Пусть сгинет косность и вечно живет святое желание совершенства! — вот лозунги романтиков.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.