СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 42. Уход за кожей. Болезни кожи. Терморегуляция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение вопросов гигиены кожи, заболеваний и их профилактики

Просмотр содержимого документа
«Урок 42. Уход за кожей. Болезни кожи. Терморегуляция»

Тема: Уход за кожей. Кожные болезни. Терморегуляция организма


Цель: развивать гигиенические понятия об уходе за одеждой, обувью, кожей; определить значимость соблюдения правил личной гигиены, мер профилактики заболеваний, связь болезней кожи с нарушениями функций других органов и систем.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 - Тема нашего урока для каждого из вас не является совершенно новой. С момента нашего рождения для сохранения здоровья должны соблюдаться правила личной гигиены.

Слайд 2 – Однако, по словам академика К.М. Быкова «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже «поломан» механизм и нужно думать о его починке».

Давайте сегодня еще раз подтвердим прописную истину: «Чистота – залог здоровья!»

- Но так как речь пойдет о коже, давайте повторим то, о чем говорили на предыдущем уроке.

  1. Повторение изученного материала.

Работа с рисунками, фронтальный опрос.

Слайд 3-5 – Задания: 1. Назовите слои кожи.

Задание 2. Расскажите о строении кожи и функциях ее составляющих.

Задание 3. Расскажите об особенностях строении и функциях сальной железы. Какое значение она имеет в терморегуляции?

  1. Изучение нового материала

/После краткого рассказа по уходу учитель предлагает выступить обучающимися с краткими сообщениями по пунктам темы/

Слайды 6-7 – Уход за кожей. Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая кожа. Но важно учитывать тип кожи.

Сухая кожа. При уменьшении продукции кожного сала и пота, кожа становится сухой, в ней снижается содержание воды и липидов ; она не блестит. Шелушение кожи, появление трещин, продуцируется меньше жира.

Жирная кожа. При избыточном выделении кожного сала сальными железами, кожа становится жирная, более толстая и пористая. Склонна к высыпаниям и угревой сыпи, часто появляется блестящая пленка на носу и щеках.

Комбинированная кожа. Область носа и подбородка –жирная кожа; область щек - сухая. В целом: мягкая, эластичная, свежая, гладкая, на ощупь не жирная.

Ежедневно принимать душ, умываться водой комнатной температуры (горячая вода снижает эластичность; холодная вода приводит к закупорке выводных протоков).

Мыть и обрабатывать потеющие части тела.

Использовать специальные средства по уходу за кожей.

Следить за состоянием одежды и обуви.

Уделять внимание правильному питанию.

Отказаться от вредных привычек!

Слайд 8 – Уход за руками и ногтями.

Содержать руки в чистоте.

Не забывать, что под ногтями скапливаются микроорганизмы

Использовать специальные защитные средства.

Защищать руки от холода перчатками (с влажными рукам не рекомендуется выходить на улицу в морозный день).

Уделять внимание питанию, содержащему витамины.

Регулярно стричь ногти (рост ногтей 0,5 мм/7 дней; летом быстрее, чем зимой; на руках быстрее, чем на ногах).

Слайд 9Уход за волосами. Внешность человека во многом оценивается состоянием волос. Ежедневно выпадает до 100 волос, столько же вырастает. Волосы головы вырастают на 15 см/год. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной уход – регулярное мытье.

Мыть волосы рекомендуют не реже 1 раза в 6 дней

Защищать от солнца = пересыхают, ломкие, выпадают

Не переохлаждать = увеличение слоя ПЖК = нарушение кровоснабжения = выпадение = облысение.

Уделять внимание питанию, содержащему витамины А,В,С и натуральные аминокислоты.

Слайд 10 – Гигиена одежды и обуви.

Одежда легкая, удобная, соответствовать размеру.

Предпочтение натуральным тканям (лен, хлопок, шерсть).

Одеваться с учетом времени года и климатических условий.

Следить за чистотой, при необходимости проводить просушку и обработку одежды и обуви.

- Мы с вами вспомнили правила, которые помогут нам сохранить здоровье кожи. Но теперь поговорим о проблемах кожи – о кожных заболеваниях.

Слайд 11 – Выделяют три основных причины кожных заболеваний: неправильное питание, недостаток витаминов, гормональные нарушения.

Слайд 12 - У подростков в период полового созревания может изменяться состав секрета сальных желез. При попадании болезнетворных бактерий происходит воспаление и образуются угри. При этом следует избегать жирной и горячей пищи, острых приправ, следить за чистотой кожи.

Слайд 13 – Угревая болезнь - это заболевание кожи, имеющее свои степени тяжести.
Только врач-дерматолог может и должен правильно подобрать лечение.
Самолечение всегда недостаточно или неэффективно, а часто и опасно, поскольку может привести к ухудшению угревой болезни, тяжелым осложнениям, образованию рубцов.

Слайд 14 – Дерматит - поражение кожи воспалительного характера, возникающее в результате физического воздействия на неё. Различают простое и аллергическое поражение кожи.

Слайд 15 – Крапивница – распространенная аллергическая реакция, во время которой на коже появляется сыпь, очень похожая на ту, которая возникает после контакта с крапивой.

Приступы болезни могут длиться минуты, а могут и дни, в тяжелых случаях способны привести и к проблемам с дыханием.

Слайд 16 – Стригущий лишай распространенное грибковое кожное заболевание, относящееся к группе дерматозов. Возбудителями лишаев являются различные виды патогенных микроорганизмов: вирусы, грибы.

Слайды 17-18 – Чесотка - паразитарное кожное заболевание, вызываемое чесоточным клещом.

Чесоточный клещ (Sarcoptes scabiei hominis) – внутрикожный паразит человека. Он имеет овальную форму размерами 0,3 мм в длину и 0,25 мм в ширину (самка), размеры самца меньше. Клинические проявления чесотки целиком обусловлены самками, потому что самцы, оплодотворив их на поверхности кожи, сразу погибают. Оплодотворенные самки прогрызают в эпидермисе ходы, в которых откладывают яйца. Отложенные яйца развиваются в течение 3-5 дней, после чего из них вылупляются личинки. Примерно через неделю клещи достигают взрослого состояния. Вне тела человека клещи могут существовать достаточно длительное время – от 5 до 14 дней. Они не выдерживают температуру свыше 60°C – погибают в течение часа, сразу погибают при кипячении или температуре ниже 0°C, в течение 2-3 минут после обработки парами сернистого ангидрида.

Зуд вызывает присутствие клеща в коже и его жизнедеятельность.
Это своеобразная аллергия на клеща. Поэтому при первом заражении зуд появляется через несколько недель (пока не сформируется аллергический ответ), а при повторном заражении - уже в первые сутки. Зуд бывает очень сильным, характерны экскориации - расчесы. Характерно усиление зуда в вечернее и ночное время, во время сна.

Помимо расчесов, при тщательном осмотре пациента с чесоткой можно наблюдать чесоточные ходы - туннели в коже, проделанные клещом. Ходы и расчесы располагаются обычно между пальцами кистей, на запястьях, в локтевых сгибах, на стопах, наружных половых органах, ягодицах, подмышечных впадинах. Голова и шея при чесотке не поражаются (это бывает только у грудных детей).

Заражение происходит при непосредственном контакте с больным, а также через предметы, которыми пользовался больной, одежду и т.д. Кроме того, заражение может произойти в бассейнах, банях, душевых и других местах общественного пользования при нарушении санитарно-эпидемического режима.

Существуют и хронические заболевания кожи.

Слайд 19 – Герпес – Маленькие, болезненные и наполненные жидкостями пузырьки в области рта или носа. Вызываются вирусом простого герпеса, длятся от семи до десяти дней.

Слайд 20Экзема - хроническое кожное заболевание, характеризующееся высыпаниями, возникающее вследствие воздействия различных факторов: как экзогенных (химических веществ, аллергенов лекарственной, пищевой и бактериальной природы), так и эндогенных (вызывающие аллергическую реакцию остатки погибших микроорганизмов из очагов хронической инфекции и их продукты обмена). Однако чаще причиной становится иммунное воспаление в коже.

Не последнюю роль в развитии экземы играют функциональные нарушения центральной нервной системы, нарушения эндокринного характера, пищеварительного тракта, обменных процессов и т.д. Заболевание носит хронический рецидивирующий характер, обострения возникают, как правило, под воздействием психоэмоциональных стрессов, неправильной диеты, контактов с химическими веществами или другими аллергенами.

Слайд 21 – Родинки - это новообразования кожи, возникшие еще до рождения их хозяина или появившиеся уже при жизни. Они относятся к группе поражений кожи, известных как невусы.

Этиология возникновения родинок доподлинно неизвестна, однако предполагается, что они могут возникнуть на месте травматизации кожи или на участке кожи, подверженном радиационному облучению или воздействию химическими веществами. Кроме того, существует версия о наследственной предрасположенности к невусам.

Эти новообразования не характеризуются какими-либо конкретными признаками: они могут быть разных размеров и форм (плоские и бородавчатые), цвета (от розового до почти черного), они не имеют определенного места локализации. Гистологически состоят из невусных клеток, эпидермальных и дермальных меланоцитов.

Слайды 22-24 – Говоря о здоровье кожи, необходимо обсудить тему пирсинга. У древних племен это явление связано с испытанием духа соплеменника, традициями. Современная молодежь руководствуется своими доводами модного течения. У каждого есть выбор, но следует помнить:

Брови. В этом случае прокол опасен, т.к. на расстоянии 0,5-1 см от наружного края проходит нерв, который можно повредить.

Нос. В области крыльев носа скапливается жир и грязь, основная проблема – развитие инфекции.

Губы. Эта область особенно богата сосудами, при их повреждении возможны сильные кровотечения.

Пупок. В непосредственной близости расположены важные органы брюшной полости.

На языке находятся вкусовые почки, помогающие различать кислую, сладкую, горькую, солёную пищу. Язык помогает проталкивать комок пищи в глотку, принимает участие в разговорной речи.

Слайд 25 – В нашем организме происходит постоянное поддержание температуры.

Терморегуляция – процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды. Регуляция осуществляется нервно-гуморальным путем.

Учеными доказано, что для организма важно постепенное приспособление к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду. Этот процесс называют закаливанием.

Закаливание - тренировка и совершенствование теплорегулирующих механизмов, усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры и другим изменяющимся климатическим факторам.

Принципы закаливания

Постепенность

Постепенное увеличение дозировки.

Индивидуальность

Подбор процедур под контролем врача.



Систематичность Многократное воздействие фактора.




Слайд 26 – Виды закаливания:

  • общее (для всех)

  • специальное (люди определенной профессии для работы в экстремальных условиях: космонавты, водолазы, полярники)



Общее закаливание организма

Водой Нельзя натощак или после еды!!!

Обливание: t0воды = 18-300С

Купание: t0воды = 20-22 0С

Значение: Увеличивает тонус кожи, возбуждение нервной системы



Воздухом

Значение:

  • предохранение от простудных заболеваний



Солнцем

Значение:

  • предупреждение рахита (обр-е вит. Д)

  • пигментация предохраняет организм от УФ











Слайд 27 – Помните! Любые спортивные нагрузки и закаливание должны быть контролируемыми – не переусердствуйте, а еще лучше – консультируйтесь с врачами!


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 28 – Решение биологических задач.

  1. Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.

  2. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представлений о механизме терморегуляции.


  1. Подведение итога урока


Слайд 29 - Домашнее задание: §40 прочитать. Выполнить практические задания 1-3 в конце параграфа. Обратите внимание на то, соблюдаете ли вы все правила личной гигиены кожи.

Будьте здоровы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!