Тема: Значение нервной системы
Цель: показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма и его приспособления к природной и социальной среде; раскрыть роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний. Фронтальный опрос по вопросам:
1) Почему для нормальной работы органов необходимы постоянные концентрации питательных веществ и продуктов распада? (Необходимо, чтобы пластический и энергетический обмен шел бесперебойно. К клетке должны доставляться необходимые питательные вещества в нужной концентрации и отводиться продукты распада.)
2) Какова роль почек? (К ним поступает кровь, содержащая как продукты распада, так и нужные вещества. Почки отфильтровывают нужные вещества в почечную вену, ненужные — в мочеточники, которые выносят вторичную мочу в мочевой пузырь, а из него она периодически удаляется.)
Повторение ранее изученного материала
Слайд 2 - Прежде чем говорить о значении нервной системы для жизнедеятельности человека, давайте вспомним, что включает данная система. Обсуждение по схеме:
Нервная система
Центральная НС
Периферическая НС
Головной мозг
Спинной мозг
Нервные
окончания
Нервные узлы
Нервы
двигательные
смешанные
чувствительные
В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам.
Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.
Слайд 3 – Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ (дендриты, аксон, тело нейрона).
Слайд 4 – Синапс - место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками.
Слайд 5 – Типы нейронов:
Чувствительные нейроны проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг.
Вставочные нейроны анализируют информацию и вырабатывают решения.
Исполнительные нейроны проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам.
Слайд 6 – Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы.
Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.
Слайд 7 – Функциональное деление нервной системы.
Соматическая НС подчинена воле человека. Регулирует работу скелетных мышц
Вегетативная НС не подчинена воле человека. Регулирует работу внутренних органов.
Слайд 8 – Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую (включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии) и парасимпатическую (способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха).
Изучение нового материала
Слайд 9 – Итак, нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Значение НС:
обеспечивает поддержание гомеостаза
обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма
осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения
составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение
Слайд 10 – Роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды.
Гомеостаз – относительное постоянство внутренней среды:
- кислотно-щелочное равновесие,
- количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа,
- продуктов распада и питательных веществ,
- величина артериального давления и температуры тела.
Приведите примеры.
(Проводится беседа на основе повторения материала о температурном гомеостазе, постоянстве концентрации глюкозы и других веществ в крови. В ходе беседы подчеркивается роль рецепторов, определяющих верхнюю и нижнюю границы нормы концентрации веществ; разъясняется, что колебания в пределах верхней и нижней границы также является нормой.)
Слайд 11 – Роль нервной системы в согласовании работы органов. Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. НС определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.
Самостоятельная работа. Задание: заполните таблицу «Изменение работы внутренних органов при беге».
Название органов | Изменения в работе при беге |
Органы дыхания и сердце | |
Органы желудочно-кишечного тракта | |
Органы, участвующие в отведении тепла: потовые железы, кровеносные сосуды | |
Слайд 12 – Роль прямых и обратных связей в согласовании работы органов.
Проведем опыты, демонстрирующие роль нервной системы в обеспечении последовательности действий при вставании со стула.
/Перед классом усаживается на стул обучающийся, который должен встать со стула./ Что делает человек, вставая со стула? (наклон корпуса, вставание).
В положении стоя произведите наклон. Что мы наблюдаем? (По мере наклона корпуса вперед параллельное отклонение таза назад.)
В положении стоя отведите одну ногу в сторону. Что мы наблюдаем? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Все эти действия направлены на сохранение равновесия тела: при движении проекция центра тяжести не выходит за пределы площади опоры.)
Слайд 13 – Роль нервной системы в приспособлении человека к природной и социальной среде. Человеческий организм нуждается в получении информации об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. С помощью органов чувств НС осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку, запоминание и переработку информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей.
Мозг работает нормально только при поступлении и переработке информации извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам. (Фронтальная беседа с использованием примеров из жизни.)
Слайды 14-15 - Психика - субъективное отражение окружающей действительности, объективного мира. Она включает различные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, привычки, интересы, способности.
Субъективность психики – возникающие в сознании образы и переживания индивидуальны для каждого человека. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение — свойства, носителем которых является определенный субъект, и они не доступны другим людям (субъектам) для прямого наблюдения.
Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Психическая деятельность и поступки людей определяются правилами поведения, принятыми в обществе, воспитанием, материальными и духовными потребностями.
Нарушения психических процессов могут быть вызванные болезнями головного мозга, искажающими отражение действительности. (Рассказ учителя с использованием фактов психиатрии. Например, в состоянии белой горячки у алкоголиков поражается головной мозг. У них появляются галлюцинации, необоснованные страхи, заставляющие их совершать опасные для жизни поступки.)
Закрепление изученного материала
Слайд 16 – Расскажите о значении НС по предложенной схеме:
Значение нервной системы
Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика
Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей
Согласование работы органов
Поддержание гомеостаза
Слайд 17 - Ответьте на вопросы:
Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
Могут ли только безусловные рефлексы обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ подтвердите примерами.
Подведение итога урока
Слайд 18 - Домашнее задание: изучить § 43. Ответить на вопросы перед параграфом. Повторить статью «Нервная ткань», §§ 8-9 «Рефлекторная регуляция».