СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 45. Значение нервной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение нервной системы человека в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении приспособления к природной и социальной средам.

Просмотр содержимого документа
«Урок 45. Значение нервной системы»

Тема: Значение нервной системы


Цель: показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма и его приспособления к природной и социальной среде; раскрыть роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний. Фронтальный опрос по вопросам:

1) Почему для нормальной работы органов необходимы постоянные концентрации питательных веществ и продуктов распада? (Необходимо, чтобы пластический и энергетический обмен шел бесперебойно. К клетке должны доставляться необходимые питательные вещества в нужной концентрации и отводиться продукты распада.)

2) Какова роль почек? (К ним поступает кровь, содержащая как продукты распада, так и нужные вещества. Почки отфильтровывают нужные вещества в почечную вену, ненужные — в мочеточники, которые выносят вторичную мочу в мочевой пузырь, а из него она периодически удаляется.)

  1. Повторение ранее изученного материала

Слайд 2 - Прежде чем говорить о значении нервной системы для жизнедеятельности человека, давайте вспомним, что включает данная система. Обсуждение по схеме:

Нервная система

Центральная НС

Периферическая НС

Головной мозг

Спинной мозг

Нервные

окончания

Нервные узлы

Нервы

двигательные

смешанные

чувствительные















В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам.

Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.

Слайд 3 – Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ (дендриты, аксон, тело нейрона).

Слайд 4 – Синапс - место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками.

Слайд 5 – Типы нейронов:

Чувствительные нейроны проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг.

Вставочные нейроны анализируют информацию и вырабатывают решения.

Исполнительные нейроны проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам.

Слайд 6 – Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы.

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Слайд 7 – Функциональное деление нервной системы.

Соматическая НС подчинена воле человека. Регулирует работу скелетных мышц

Вегетативная НС не подчинена воле человека. Регулирует работу внутренних органов.

Слайд 8 – Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую (включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии) и парасимпатическую (способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха).


  1. Изучение нового материала

Слайд 9 – Итак, нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение НС:

  1. обеспечивает поддержание гомеостаза

  2. обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма

  3. осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения

  4. составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение

Слайд 10 – Роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды.

Гомеостаз – относительное постоянство внутренней среды:

- кислотно-щелочное равновесие,

- количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа,

- продуктов распада и питательных веществ,

- величина артериального давления и температуры тела.

Приведите примеры.

(Проводится беседа на основе повторения материала о температурном гомеостазе, постоянстве концентрации глюкозы и других веществ в крови. В ходе беседы подчеркивается роль рецепторов, определяющих верхнюю и нижнюю границы нормы концентрации веществ; разъясняется, что колебания в пределах верхней и нижней границы также является нормой.)

Слайд 11 – Роль нервной системы в согласовании работы органов. Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. НС определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.

Самостоятельная работа. Задание: заполните таблицу «Изменение работы внутренних органов при беге».

Название органов

Изменения в работе при беге

Органы дыхания и сердце


Органы желудочно-кишечного тракта


Органы, участвующие в отведении тепла: потовые железы, кровеносные сосуды


Слайд 12 – Роль прямых и обратных связей в согласовании работы органов.

Проведем опыты, демонстрирующие роль нервной системы в обеспечении последовательности действий при вставании со стула.

  1. /Перед классом усаживается на стул обучающийся, который должен встать со стула./ Что делает человек, вставая со стула? (наклон корпуса, вставание).

  2. В положении стоя произведите наклон. Что мы наблюдаем? (По мере наклона корпуса вперед параллельное отклонение таза назад.)

  3. В положении стоя отведите одну ногу в сторону. Что мы наблюдаем? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Все эти действия направлены на сохранение равновесия тела: при движении проекция центра тяжести не выходит за пределы площади опоры.)

Слайд 13 – Роль нервной системы в приспособлении человека к природной и социальной среде. Человеческий организм нуждается в получении информации об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. С помощью органов чувств НС осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку, запоминание и переработку информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей.

Мозг работает нормально только при поступлении и переработке информации извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам. (Фронтальная беседа с использованием примеров из жизни.)

Слайды 14-15 - Психика - субъективное отражение окружающей действительности, объективного мира. Она включает различные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, привычки, интересы, способности.

Субъективность психики – возникающие в сознании образы и переживания индивидуальны для каждого человека. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение — свойства, носителем которых является определенный субъект, и они не доступны другим людям (субъектам) для прямого наблюдения.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Психическая деятельность и поступки людей определяются правилами поведения, принятыми в обществе, воспитанием, материальными и духовными потребностями.

Нарушения психических процессов могут быть вызванные болезнями головного мозга, искажающими отражение действительности. (Рассказ учителя с использованием фактов психиатрии. Например, в состоянии белой горячки у алкоголиков поражается головной мозг. У них появляются гал­люцинации, необоснованные страхи, заставляющие их совершать опасные для жизни поступки.)

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 16 – Расскажите о значении НС по предложенной схеме:

Значение нервной системы





Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика

Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей

Согласование работы органов

Поддержание гомеостаза











Слайд 17 - Ответьте на вопросы:

  1. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?

  2. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?

  3. Могут ли только безусловные рефлексы обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ подтвердите примерами.


  1. Подведение итога урока


Слайд 18 - Домашнее задание: изучить § 43. Ответить на вопросы перед параграфом. Повторить статью «Нервная ткань», §§ 8-9 «Рефлекторная регуляция».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!