Урок № 46
Тема: А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
Цель: Познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»;
показать необычность, красоту, яркость его поэзии.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
- Учить анализировать лирическое произведение, находить средства
художественной выразительности, способствовать обогащению словарного
запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
- Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык
умственного труда.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивационный этап.
Начнем наш урок с вопроса:
- Попадали ли вы под дождь?
- Что вы при этом чувствовали, ощущали?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь.
- Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? ( теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…)
- Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя?
( При помощи слов)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
4.Знакомство с биографией поэта.
Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта.
Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 14 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.
Ответьте на вопросы:
1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта?
2)О чем писал А.А.Фет?
3)Почему стихи Фета для современников были непривычными?
5. Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» учителем или прослушивание аудиозаписи
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?
- Вы услышали дождь?
6. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Одно из самых известных произведений Фета – стихотворение «Весенний дождь» Стихотворение «Весенний дождь» было написано поэтом в 1857 году в селе Воробьевка Курской губернии, которое находится в десяти километрах от Коренной пустыни. Воробьёвка была одним из имений великого поэта. В ней Фет написал свои лучшие стихотворения.
Стихотворение «Весенний дождь» очень маленькое, всего из 12 строк. На первый взгляд, это простое стихотворение, в котором ничего особенного не происходит. Это естественно, потому что стихотворение лирическое.
- Что такое лирическая поэзия?
Лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. Лирика о природе - пейзажная лирика. (Запись в тетрадях)
Итак, лирика – это литература о чувствах.
А это может быть пейзаж, автор которого наблюдает и рассказывает читателям о своих ощущениях?
-Давайте послушаем стихотворение А.А. Фета “Весенний дождь”
-Можно назвать это стихотворение пейзажной зарисовкой?
(Ответы учащихся)
Абсолютно верно, по жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы. Видно, что автор очень внимателен к различным деталям, образам. Через эти образы он показывает нам чёткую, зрелищную картину того, что происходит, когда наступает дождь.
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения?
(Окно, солнце блещет, воробей, движется завеса, золотая пыль, две капли
брызнули в окно, липы, сад, листья)
- Что помогает четче представить, ощутить художественные образы?
(Описание звуков, запахов, цвета)
- Какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет)
- Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя)
- Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь)
- Какой образ главный? (Образ дождя)
- Как вы об этом догадались?
(Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго)
- Какие части речи помогают автору показать движение от одного образа к другому?
- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
- Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это?
- Прочитайте первое четверостишие.
- Какое чувство возникает у вас? ( радость)
- Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет)
- А как же мы его поняли? ( прочитали между строк)
- Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги)
-Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса»)
- Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?
(Солнце блещет, воробей трепещет, движется завеса, стоит за ней опушка леса, две капли брызнули, медом тянет, что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)
(Ответы учащихся)
Правильно, именно глаголы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, это маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом.
5.Физкульминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Вверх потянемся, прогнёмся,
И за парты вновь вернёмся.
Молодцы! Давайте вернемся к нашему стихотворению и продолжим анализ.
- О чем говорят слова ещё светло?
(Наверное, скоро будет темно. То есть пейзаж движется, живёт на глазах читателя)
- Какая часть речи помогает показать это непостоянство? (Наречие еще)
- Как понять фразу «В разрывы облак солнце блещет…»?
(Часть неба уже затемнена облаками, но где-то сверкает солнце)
- Объясните, почему "трепещет воробей"?
(Он ждет, что скоро начнется дождь)
(Радуется приходу весны)
Трепещет – дрожит, колеблется. (Работа с толковым словарем)
-Какая часть речи в пятой строке указывает на скорое приближение дождя?
( Употреблено наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя)
-Как вы понимаете слово завеса?
Прочитаем и запомним значение этого слова.
Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена,
окутывающая что-либо. (Работа с толковым словарем)
- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?
Слово учителя.
Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним – лес. Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем-то таинственным, влекущим.
Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья?
- Что такое метафора? Вспомним определение.
(Ответы учащихся)
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.
Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.
Есть ли у нас во втором четверостишии сравнение? (Будто в золотой пыли)
Вспомним определение.
(Ответы учащихся)
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с
другим.
- Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его, определите часть речи (наречие)
Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение.
- В какой строчке начало дождя?
(Две конкретные капли – это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами)
-Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания
образа дождя. (Олицетворение)
Вспомним определение.
(Ответы учащихся)
Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.
- Что подошло к саду?
- Каким можно представить это таинственное существо?
(Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, это не просто дождь, это природа, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошёл и стучится. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая-то тайна…)
А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Что необычного помог нам увидеть поэт в таком обычном явлении как дождь?
(Стихотворение наполнено запахами и красками)
(В саду пахнет душистым липовым мёдом)
(Мы как будто слышим звуки природы)
(Щебет птиц, стук первых дождевых капель, шелест листьев в саду)
(Мне кажется, что надвигающийся весенний дождь будет тёплым, звонким, ласковым)
(Можно ощутить свежесть воздуха перед грозой)
(Чувствуется пробуждение весенней природы)
Вывод:
Фет в своём стихотворении очень точно даёт описание окружающей человека природы, всего живого. Читатель словно сам попадает в мир, описанный поэтом. Он видит цвета, слышит звуки, чувствует запахи, в полной мере ощущает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.
Составление кластера.
Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному. Давайте разберем, а каким дождь кажется вам.
При составлении кластера объединять слова по трем группам: сила дождя (мощный, ливень, редкий, слабый, трепетный, грибной, слепой), запах (запах мокрой зелени, земли, цветов), движение (идет, каплет, льет, бушует, заливает)
Вы видите, каким разным может быть дождь: ласковый и теплый, бурный, шумный и грозный, сопровождаемый раскатами грома.
Как вы думаете, какой характер будет у весеннего дождя? (весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый)
(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).
-Какое настроение передаёт поэт читателям?
6. Анализ стихотворения.
Какова тема стихотворения?
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)
7. Сопоставительная работа
-Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.).
- Что общего между картиной и стихотворением А.Фета?
- Какие образы повторяются?
-Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?
- Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите.
- Что вам ближе: картина или стихотворение?
8. Рефлексия.
-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?
(что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,
образ дождя таинственный «что-то к саду подошло,
дождь можно услышать (брызнули, барабанит,
дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).
9. ДомашВыучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».
+ задание на выбор:
1)Нарисовать рисунок «Весенний дождь».
2)Сочинить (по желанию) стихотворение о весне, используя различные художественные приемы и секреты поэтов.
нее задание.
10. Итог урока