Предмет – история
Класс – 10
Тема. Расцвет дворянской империи.
Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II, крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;
- формировать уважение к историческому прошлому страны.
Форма проведения: комбинированный.
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.
Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.
Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.
Ход урока
План урока
I.Повторение изученного материала:
Задание для учащихся:
1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке
1) Анна Иоанновна | а) 1682 – 1725 |
2) Пётр III | б) 1725 – 1727 |
3) Пётр I | в) 1727 – 1730 |
4) Пётр II | г) 1730 – 1740 |
5) Елизавета Петровна | д) 1740 – 1741 |
6) Иван IV Антонович | е) 1741 – 1761 |
7) Екатерина I | ж) 1761 – 1762 |
| |
2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:
а) Анне Иоанновне;
б) Елизавете Петровне;
в) Петре III;
г) Екатерине II;
3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны
а) принятие указа о престолонаследии;
б) репрессии против старообрядцев;
в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф;
г) учреждение императорского Совета;
4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан;
а) Елизавeтой Пeтрoвнoй;
б) Петром III;
в) Екатеринoй II;
г) Павлом I;
5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к
а) пожизненному заключению;
б) телесному наказанию;
в) смертной казни;
г) ссылке.
Ответы к заданиям
1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д ; 7)- б;
2. в);
3. а);
4. б);
II. Изучение нового материала:
1.Личность Екатерины II.
2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II.
3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
Увеселяя всюды взоры
В благополучьи ваших дней,
Составьте, Россы, громки хоры
Царице, матери своей.
2. Из тмы Россию восхищати —
Петра Великаго труды;
Россию солнцем освещати —
Екатеринины плоды.
3. Где только взор она являет,
Чертог там слава зиждет свой;
Везде величество сияет,
Везде с ней царь или герой. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише)
Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра I и Екатерину II.
Личность Екатерины II.
Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».
( Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).
Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II.
Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.
Екатерина II ( 1762 – 1796гг).
Просвещенный абсолютизм Политика ,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами. |
Государственно-административные и социально-экономические реформы
Екатерины II |
Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений ( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.
Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.
Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».
Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.
Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.
Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.
Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.
Введение свободы предпринимательства.
Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.
Дз – повторить параграф 16.
Урок 2 часть.
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).
Проблемное задание:
- Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?
Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащегося о Е.И.Пугачеве.
Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».
продолжительность | 1773 – 1775 |
причины | -усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства. - тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике. |
цели | - Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов. -Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия. - Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими угодьями. -Oбъявление всех участников восстания свободными казаками. - Равенство народов. -Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева) |
Состав участников | Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья. |
Основные этапы | 1-й этап: сентябрь 1773 – март 1774г. - неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью. 2-й этап: апрель – июль 1774г. -движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани. -12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И .Михельсона. 3-й этап: июль 1774 – январь 1775г. - 31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов. - движение Пугачева от Казани на юг. -неудачная осада Пугачевым Царицына. -25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода. - 18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям. |
Степень организованности восставших | -создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб ,военная коллегия, деление на полки). -наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия). |
Итоги и значение | -Самое крупное народное восстание в России. - Соединение антикрепостнического и национального движений. Восстание не улучшило положения крестьянства в стране. -Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям. |
III. Закрепление изученного материала.
Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II.
При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:
- С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?
- Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?
- Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.
IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.