СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 47. Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Фрагменты рассказа «Матрёнин двор» в актёрском исполнении. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притчи.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 47. Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Фрагменты рассказа «Матрёнин двор» в актёрском исполнении. 8 класс.»

Урок 47. Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Фрагменты рассказа «Матрёнин двор» в актёрском исполнении.

Основное содержание урока.

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притчи.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика героев и средств создания их образов. Сравнительная характеристика персонажей. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие притча.

I. Образ праведницы
Вступительное слово учителя:


— Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-Божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини.

— Но Матрёна не типический образ, она не похожа на «тальновских баб», живущих материальными интересами.

— В предисловии к циклу «Праведники» Н. С. Лесков пишет: «Если без трёх праведных… не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель? Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, — без которых нет граду стояния». Матрёна из тех «трёх праведников», которых так трудно найти.

— В романе «Соборяне» Н. С. Лесков вопрошает: «Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?» Ф. И. Тютчев в стихотворении «Русской женщине» пишет: И жизнь твоя пройдёт незрима В краю безлюдном, безымянном, На незамеченной земле, — Как исчезает облак дыма На небе тусклом и туманном В осенней беспредельной мгле…

— Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?

II. Групповая практическая работа.
Составление цитатных таблиц (по группам).

Группа 1.
Матрёна и другие жители деревни Тальново.


ТАБЛИЦА

Общее

Различное

Вставали рано; выходили на работу; воровали торф; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом

Матрёна выходила на работу, даже если болела; не отказывала, когда кто-то просил помочь; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; отдала ей горницу. Но после смерти отзывы о ней неодобрительны: «…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно»; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка «говорила с презрительным сожалением»



Группа 2.
Матрёна и Игнатич.


ТАБЛИЦА

Общее

Различное

1. Одиночество.
2. Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. («Комнаты мы не делили. Жили мы запросто».)
3. Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. («Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования. У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа».)
4. Вежливость и деликатность. (Матрёна «не досаждала никакими расспросами», Игнатич «не бередил её прошлого…»)
5. Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел «сфотографировать кого-нибудь за старинным ткацким станом, Матрёна желала «изобразить себя в старине».)
6. Мудрое отношение к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей видит корысть её родственников, желающих завладеть её двором.)

1. Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший заключённый, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, никогда не уезжала из своей деревни далеко.)
2. Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)
3. Он городской житель, она живёт по законам деревни. («Когда Матрёна уже спала, я занимался. Матрёна вставала в четыре-пять утра. Я спал долго».)
4. Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она просто сказала: «Прости, Игнатич».)
5. Матрёна сразу поняла квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич понял нравственную сущность Матрёны только на поминках. («Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник».)



Группа 3.
Матрёна и Фаддей.


Как ведут они себя в общих жизненных ситуациях?

ТАБЛИЦА

Жизненные ситуации

Матрёна

Фаддей

Первая мировая война

«Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки»

«Пошёл он на войну — пропал», «к Миколе зимнему — вернулся… из венгерского плена»

Возвращение Фаддея

«В колена б ему бросилась»

«Если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих»

Семейная жизнь

«Детей у неё было шестеро… умирали все очень рано»

«Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей»

Великая Отечественная война

«Ефима взяли… Младший без вести исчез во вторую [войну]»

«Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты»

Дом в наследство

Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире

«Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни»

Подготовка горницы к вывозу

«Жутко ей [Матрёне] было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»

«Горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора»

Вывоз горницы

«А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог — другой подтянул»

«Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу»

Авария на переезде

«И зачем на переезд проклятый пошла?»

«Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней»

Похороны Матрёны

«Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое»

«Омрачён тяжёлой думой, но дума эта была — спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр»

После похорон

«Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны»

«Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик»



Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составление характеристики образа Матрёны.
Заполнение цитатной таблицы.

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Трагизм судьбы героини
Аналитическая беседа:


— В чём трагизм судьбы Матрёны? Как её судьба связана с процессами, проходившими в послевоенной России?

— Что стало причиной смерти Матрёны?

— Можно ли утверждать, что причиной её гибели стала привязанность к Фаддею и его дочери Кире?

— Почему частная судьба русской крестьянки связана с перипетиями жестокого ХХ века и с судьбами русских женщин века XIX?

Жизненная основа рассказа-притчи.
Углубление понятия о жанре притчи

Группа 4.
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятия притча.


Запишите черты жанра и проиллюстрируйте их примерами.

ТАБЛИЦА
Черты черты жанра притчи в рассказе "Матрёнин двор"

Черты жанра притчи

Примеры

Небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме

          

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи

          

В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них

          



Заполнение таблицы может быть завершено дома.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории А. И. Солженицына»:

— В чём, по мнению Ж. Нива, сложность образа срединной, нутряной России в произведениях А. И. Солженицына?

— Почему для А. И. Солженицына особенно дорог утраченный строй крестьянской речи?

— Что внутренне сближает Матрёну и Игнатича?

— В чём критик видит черты сказа и очерка в рассказе «Матрёнин двор»?

Обобщающая беседа:

Чем рассказ «Матрёнин двор» всё же отличается от притчи?

Вопросы 9—11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В чём нравственный смысл рассказанной писателем истории?

Каким новым наполнением наделил Солженицын само понятие праведник?

Почему дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, неумолимой, разрушающей?

В чём заключается нравоучительный смысл рассказа?

Итоговые вопросы:

В чём праведность Матрёны?

Как в судьбах героев отразилась послевоенная Россия?

Как изменился смысл рассказа, когда писатель вместо «Не стоит село без праведника» назвал его «Матрёнин двор»?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.