СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 47. Строение и функции головного мозга

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний об отделах головного мозга человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок 47. Строение и функции головного мозга»

Тема: Строение и функции головного мозга


Цель: формировать знания об отделах головного мозга, особенностях строения и функциях; взаимозависимости отделов


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний.

Слайд 2 – Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Как расположено серое и белое вещество в спинном мозге?

  2. Что находится в задних рогах спинного мозга?

  3. Что находится в передних рогах спинного мозга?

  4. Где расположены тела чувствительных нейронов?

  5. В передних корешках проходят:

  6. В задних корешках проходят:

  7. Сколько спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?

  8. Какие две основные функции выполняет спинной мозг?

  9. К чему приводит повреждение передних корешков?

  10. К чему приводит повреждение задних корешков?

Слайд 3 – Расскажите о строении и функциях спинного мозга:

Спинной мозг

Серое вещество

Белое вещество

Вставочные нейроны

Тела и дендриты двигательных нейронов

Аксоны нейронов, образующих восходящие пути

Аксоны нейронов, образующих нисходящие пути

Рефлекторная

(участие в двигательных реакциях)


Функции:

  • центры безусловных рефлексов (коленный)

  • вегетативные центры рефлекторного мочеиспускания, дефекации

Проводниковая

(проведение нервных импульсов)


Функции:

  • связь отделов спинного мозга

  • связь ГМ с другими частями ЦНС

  • соединение рецепторов с исполняющими органами
























  1. Изучение нового материала

/Запись в тетради обучающиеся делают по указанию учителя на протяжении урока./

Слайд 4 – Строение головного мозга

Головной мозг

Ствол

Подкорковый отдел

Кора больших полушарий






Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму.

Головной мозг (ГМ) - m=1360 гр.

Масса головного мозга у взрослого человека от 1100 до 2000г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела. Масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой тела.

Покрыт тремя оболочками.

Человек имеет 3-й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг).

Соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40.

Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра.

Слайды 5-6 – Выделяют пять отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний, промежуточный, передний. Исходя из особенностей эмбрионального развития головной мозг делится на передний, средний и задний (таблица).

Слайд 7 – Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга.

Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Слайд 8Продолговатый мозг продолжает спинной мозг.

Регуляция: дыхания (вдох и выдох), пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание), сердечно-сосудистой системы

Защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу.

Слайд 9 – Мозжечок имеет два полушария и кору из серого вещества, поверхность с бороздами, внутри белое вещество с ядрами серого. Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными.

Функции:

Координация произвольных движений.

Сохранение положения тела в пространстве

Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Слайд 10Средний мозг состоит из четверохолмия и ножек – проводящих путей, связывающие полушария переднего мозга.

Функции: Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей)

Регуляция мышечного тонуса и устойчивость тела

Слайд 11Промежуточный мозг - конечный отдел мозгового ствола, сверху полностью покрыт большими полушариями. Состоит из 4 отделов, два из которых таламус и гипоталамус.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств.

Функции:

Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне, гомеостаза.

Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств

Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание.

Согласование функций внутренних органов.

Слайды 12-13 – Большие полушария переднего мозга. Два полушария; поверхность собрана в складки; кора из 6 слоев; 52 поля; под корой белое вещество с ядрами.

Затылочные доли – зрительная чувствительность

Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность

Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения

Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

Функции:

восприятие поступающей в мозг информации,

управление мышечными движениями;

мыслительная, речевая деятельность,

память.

Орган мышления.

Через кору проходят дуги всех условных рефлексов.

Слайд 14 – Старая и новая кора больших полушарий мозга.

Старая кора окружает основание мозга и включает подкорковые ядра. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, памятью о пережитых событиях.

Новая кора – кора лобной доли, зона кожно-мышечной чувствительности теменной доли.

Функции:

. - осуществление высшей нервной деятельности (ВНД), отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры

- осуществление восприятия, оценки, анализа, обработки всей поступающей информации от органов чувств

- координированная деятельность всех систем организма

- обеспечение взаимодействия организма с внешней средой

Слайды 15-16 – Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа, правое полушарие - соответственно наоборот.

Левое полушарие -"мыслительное", логическое. Регуляция речевой деятельности, устной речи, письма, ведущее у правшей

Правое полушарие - "художественное", эмоциональное. Распознавание зрительных, музыкальных образов, формы, структуры предметов, сознательная ориентация в пространстве

Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 17 – Мозжечок координирует наши движения. Давайте проверим с помощь простого опыта. Проведение практической работы «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

Ход работы:

Закройте глаза.

Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой.

Коснитесь указательным пальцем кончика носа.

Проделайте то же самое левой рукой.

Вывод: При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.

Слайды 18-21 – Решение биологических задач.

  1. Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы, а у млекопитающих животных при полном поражении наступает смерть. Почему?

/В процессе эволюции нервной системы повысилась управляющая, регулятивная роль головного мозга./

  1. Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела. Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека составляет 136 см3 в 1 мм, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мм. Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. Объясните, почему снабжение кровью, кислородом головного мозга и содержание воды в нем выше, чем в других органах.

  2. По различным причинам может возникнуть нарушение проводниковой функции – паралич, например, лицевого нерва. Возможно ли излечение этого недуга?

/Большинство нервов имеет смешанный характер. Их повреждение вызывает и потерю чувствительности, и паралич. Но если провести правильное лечение или оперативное вмешательство, то может восстановиться подвижность и чувствительность./

  1. ДЦП — это заболевание нервной системы, имеющее набор разливных симптомов: нарушения движения, слуха и зрения, вызванные повреждением головного мозга. Это могут быть увеличение или уменьшение мышечного тонуса, непроизвольные движения, речевые проблемы. Больной ребенок или слишком слаб или слишком напряжен

/Единственное лекарство от ДЦП — это детская реабилитация./


  1. Подведение итога урока. Оценивание работы обучающихся

Слайд 22 - Домашнее задание: изучить §§ 45-46. Ответить на вопросы после параграфа. По желанию подготовить сообщение «Методы исследования функций мозга»








































Отделы мозга

Структуры отделов

Функции

Ствол мозга

Задний мозг

Продолговатый мозг

Ядра ЧМН:

XII - подъязычный

XI - добавочный

X - блуждающий

IX - языкоглоточный

Проводниковая - связь СМ и ГМ.

Рефлекторная:

  • регуляция деятельности ДС, ССС, ПС

  • пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания

  • защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота

Мост

Ядра ЧМН:

VIII - слуховой

VII - лицевой

VI - отводящий

V - тройничный

Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП

Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических

Мозжечок

(полушария образованы серым и белым веществом)

Координация произвольных движений

Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг

Четверохолмие

Ножки мозга

Ядра ЧМН:

IV - глазодвигательный

III - блоковой

Проводниковая

Рефлекторная:

  • ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища

  • регуляция мышечного тонуса и позы тела

Подкорка

Передний мозг

Промежуточный мозг

а) таламус (зрительные бугры)

Ядра ЧМН:

II - зрительный

Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств

Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации

Регуляция эмоционального поведения

б) гипоталамус

Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций

Обеспечение гомеостаза

Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие)

Участие в смене сна и бодрствования

Подкорковые ядра

Регуляция и координация двигательной активности

Участие в обучении, памяти

Кора больших полушарий

Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг)

Ядра ЧМН:

I - обонятельный

Лимбическая система:

  • врожденные поведенческие акты и формирование эмоций

  • гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида

  • регуляция вегетативных функций

Новая кора

  • осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры

  • осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств

  • координированная деятельность всех систем организма

  • обеспечение взаимодействия организма с внешней средой



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!