Вязьмитинова Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Беляевская СОШ» с. Беляевка
Название предмета: литература
Класс: 9
УМК: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – Ч. 1 – 415 с.: ил. Ч. 2 – 399 с.: ил.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:50
Место урока в системе уроков по теме: 31
Цель урока: помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине; его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь.
Задачи урока: Формировать навыки сопоставительного анализа текстов; проанализировать особенности лирики, посвященной теме родины; учить выразительному чтению стихотворений.
Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.
Планируемые результаты: Знать и понимать философский смысл стихотворений, позицию автора. Уметь анализировать стихотворения, определять их идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, колонки
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тексты стихов, аудиозапись стихотворения.
Содержание урока
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Прослушайте стихотворение, определите тему нашего урока.
Звучит фонограмма стихотворения «Родина», 1841 г.
-Что мы будем делать сегодня на уроке? (Читать стихи, говорить о них, анализировать)
-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, как Лермонтов раскрывает тему родины в своей лирике.)
3. Актуализация знаний.
1. На доске: опорная схема
Завершение темы Родины, 1841 г.
«Прощай, немытая Россия» «Родина»
(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)
- Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! - а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ».
2. Работа со стихотворением «Прощай, немытая Россия», 1841 г.
Звучит фонограмма стихотворения «Прощай, немытая Россия…». (Читает О. Даль)
Стихотворение было написано 20 апреля 1841 года (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?
- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)
- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? (Убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).
- Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?
- Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.
- Страна рабов, страна господ – что это за приём? (Антитеза.)
- О чем говорит поэт? ( О крепостном праве)
- Мундиры голубые – о чем идет речь? (Мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).
- Что это за прием? (Синекдоха).
- О чём говорится в первой строфе? А во второй? (Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.)
- Это одно из самых острых политических выступлений поэта. По пафосу оно в одно и то же время оскорбительно-дерзкое, и скорбное, проникнутое душевной болью. Емкая историческая характеристика, инвектива, в которой отмечены отсталость, неразвитость, нецивилизованность современной поэту России, гнет рабства и произвол полицейской государственной системы. Впервые в русской литературе выносится приговор не каким-то отдельным сторонам русской действительности, а всей николаевской России, которая здесь изображена как социально-историческое целое.
3. Работа со стихотворением «Родина»
- Вы уже слышали чтение стихотворения «Родина». Стихотворение было задумано по пути на Кавказ весной 1841 года - это было путешествие на лошадях через всю Россию, когда ясно был виден трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.
Первоначальное название - «Отчизна». Отчизна - декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга; Лермонтов изменяет название и подчеркивает, что его любовь к Родине не определяется ни идеями декабристов, ни концепцией официальной народности, ни идеалами славянофилов. Это чисто личное чувство, причем именно чувство. Лермонтовское стихотворение представляет собой декларацию СТРАННОЙ любви «РАССУДКУ ВОПРЕКИ». В основе стихотворения антитеза казенного патриотизма и естественного чувства. Феномен человека 30 годов в том, что он начисто ЛИШЕН ИМПЕРСКОГО СОЗНАНИЯ, столь присущего предыдущему поколению. Это как раз и есть главный атрибут СТРАННОСТИ любви. Здесь начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство антагонистичное рассудку и глубоко личное. Продолжение этой традиции – Ф. Тютчев:
Ю. Шевчук:
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица
- В чем признается Лермонтов в этом стихотворении? (люблю).
- Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
Для ответа на этот вопрос, поработаем в группах.
Работа в группах.
1 группа – определить тему, идею, композицию.
2 группа - определить размер и рифму.
3 группа – художественные особенности.
Опрос.
Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.
- Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)
- Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.
- Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)
- Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?
- Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)
- Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)
- Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение.
- Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.
- Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.
- Какие художественные средства использует поэт? (Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень, слово “взор” высокого стиля, инверсия «Люблю отчизну я..», анафора «Ни слава, ни полный, ни тёмной», сравнение «Реки, подобные морям»)
- Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам (обоз, деревни и т.д.). В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим, - что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”.
- Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.
- Какие два облика России рисует Лермонтов? (природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню). - Тема «официальной России», - «слава, купленная кровью», - в войнах, в борьбе; «темной старины заветные преданья». Родина-отчизна.
- Какие картины русской природы возникают в стихотворении?
- Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?
- Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?
- Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)
- В стихотворении есть две негативные фразы – «Вздыхать о ночлеге», «печальных деревень» - но, оказывается, и их он любит. Почему? (Потому что Родина, такая, какая есть!)
Вывод записать под диктовку учителя: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.
4. Рефлексия.
Эти стихотворения доказывают странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.
- Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова?
-Что нового узнали вы сегодня на уроке? Свой ответ на этот вопрос начните словами:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Родина» наизусть.
Сделать анализ одного из стихотворений (по выбору учащегося) «Предсказание», «Дума», «Нищий».