СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 48. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (главы «Бэла», «Максим Максимыч»). 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 48. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (главы «Бэла», «Максим Максимыч»). 9 класс.»

Урок 48. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (главы «Бэла», «Максим Максимыч»).

Основное содержание урока
Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Выявление характерных для реалистического романа тем, образов и приёмов изображения человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

I. Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны».
Смысл смены рассказчиков

Вступительная беседа:

— Можно ли утверждать, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан человеком-загадкой? Обоснуйте своё мнение.

— От чьего лица ведётся повествование в главе «Бэла»? в главе «Максим Максимыч»?

Каков художественный смысл смены рассказчиков?

— Что в характере Печорина заставило Максима Максимыча сказать: «Неужто тамошняя молодёжь вся такова?» Прокомментируйте эту оценку.

II. Аналитическая беседа по главе «Бэла»:

— Прочитайте описание первого портрета Печорина.

Как в портрете показана противоречивость его характера?

Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.

— Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.

— Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие художественные детали это подчёркивают?

— Какие кавказские впечатления Лермонтова отразились в главе?

— Какова роль пейзажа? (Сообщение учащегося.)

— Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Укажите детали его психологического портрета и объясните их смысл. (Сообщение учащегося.)

— Охарактеризуйте нравственную сущность горских обычаев. Дайте им оценку. (Сообщение учащегося.)

III. Аналитическая беседа по главе «Максим Максимыч»:

— Найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

— Найдите черты психологического портрета в описании внешности Печорина.

Почему второй портрет героя даётся глазами автора?

— Какое впечатление производит Печорин на читателя?

Какие черты его характера кажутся вам отрицательными?

Какие положительные качества героя показаны в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»?

IV. Групповая практическая работа:

Группа 1. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..»  до слов «…упала на постель и закрыла лицо руками». (Приложение 1)

В чём конфликт этого диалога? Какими средствами автор раскрывает психологические состояния героев?

Как в подтексте диалога характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в романе в целом?

Группа 2. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «…с помощью бурь и дурных дорог». (Приложение 2)

Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

Группа 3. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дума». (Приложение 3)

Какие слова и выражения из стихотворения можно считать оценками характера Печорина? Почему?

Группа 4. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча…» до слов «Глаза его поминутно наполнялись слезами». (Приложение 4)

Какими средствами автор рисует психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча?

Прокомментируйте конфликт и подтекст их диалога.

Какова авторская оценка их поведения?

V. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)
Обобщающая беседа:

Докажите, что уже в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин, по словам Белинского, «самый любопытный предмет своих наблюдений».

Какие черты в характере Печорина можно считать типическими, выражающими «портрет поколения»?

Почему в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» герой показан не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания?

Какие отрицательные черты Печорина делают его малопривлекательным?

Можно ли утверждать, что Печорин — отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ.

Что необходимо читателю, чтобы разобраться в этом образе?
(Нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти загадки поможет «Журнал Печорина».)

VI. Чтение и обсуждение статьи учебника «Автор и герой» (Приложение 5):

— Можно ли утверждать, что образ Печорина М. Ю. Лермонтов наделил своими собственными чертами? Обоснуйте свой ответ.

Итоговые вопросы:

Почему в романе даётся не один, а два портрета Печорина?

Какие загадки образа Печорина показывает автор в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Домашнее задание

Перечитать новеллы «Тамань» и «Княжна Мери».

Выучить наизусть одно из описаний Кавказа (10—15 строк)
или создать монолог Максима Максимыча на тему «Загадки личности Печорина».

Письменно сопоставить два портрета Печорина или ответить на один из итоговых вопросов урока.


Приложение 1

- А где Печорин? - спросил я.

- На охоте.

- Сегодня ушел? - Она молчала, как будто ей трудно было выговорить.

- Нет, еще вчера, - наконец сказала она, тяжело вздохнув.

- Уж не случилось ли с ним чего?

- Я вчера целый день думала, - отвечала она сквозь слезы, - придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы... А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.

- Права, милая, ты хуже ничего не могла придумать! - Она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отерла слезы и продолжала:

- Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..

Я стал ее уговаривать.

- Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, - походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

- Правда, правда! - отвечала она, - я буду весела. - И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.


Приложение 2

"Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог".


Приложение 3



Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
         В бездействии состарится оно.
         Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
         Как пир на празднике чужом.
       К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
         Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
         Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
         Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
         Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
         Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
         Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
         Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
         Над промотавшимся отцом.
1838


Приложение 4


Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить.

– Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? – сказал Печорин.

– А... ты?.. а вы? – пробормотал со слезами на глазах старик... – сколько лет... сколько дней... да куда это?..

– Еду в Персию – и дальше...

– Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас расстанемся?.. Столько времени не видались...

– Мне пора, Максим Максимыч, – был ответ.

– Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..

– Скучал! – отвечал Печорин, улыбаясь.

– А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...

– Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.

– Мы славно пообедаем, – говорил он, - у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако лучшего сорта... Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в Петербурге... А?

– Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли... – прибавил он, взяв его за руку.

Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.

– Забыть! – проворчал он, – я-то не забыл ничего... Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...

– Ну полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески, – неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, – бог знает!.. – Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.

– Постой, постой! – закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, – совсем было забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..

– Что хотите! – отвечал Печорин. – Прощайте...

– Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. – кричал вслед Максим Максимыч...

Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, – а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

– Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге... Что за коляска!.. сколько поклажи!.. и лакей такой гордый!.. – Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. – Скажите, - продолжал он, обратясь ко мне, - ну что вы об этом думаете?.. ну, какой бес несет его теперь в Персию?.. Смешно, ей-богу, смешно!.. Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться... А, право, жаль, что он дурно кончит... да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.. – Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.


Приложение 5

АВТОР И ГЕРОЙ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Из повествования ясно, что Лермонтов не рисовал самого себя и не разоблачал своего героя. В предисловии к роману Лермонтов иронически писал о читателях-критиках: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!» Объясняя свою задачу, которая состояла в том, чтобы воздержаться и от хвалы, и от хулы, чтобы не прослыть моралистом и «исправителем людских пороков», Лермонтов признавался: «Ему (автору.— Ред.) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Эти слова Лермонтова-сочинителя вызывают полное доверие. Следовательно, ни утверждающая, ни отрицающая Печорина точка зрения не может быть принята, в том числе и Максима Максимыча. Штабс-капитан — хороший служака, заслуженный офицер, добрый человек, но он совсем другого склада. Ему совершенно чужд самоанализ Печорина и сам герой, рожденный эпохой романтического индивидуализма. Максим Максимыч сохранил явные приметы старого, доромантического, патриархального сознания, которое еще не вычленилось из общенародной стихии.

Максим Максимыч — цельный человек, он способен на простые, не притязающие на глубину оценки. Однако в их свете личность Печорина только упрощается. Простосердечный Максим Максимыч не понимает героя, судит о нем и его поступках поверхностно.

К взгляду Лермонтова на Печорина значительно ближе странствующий офицер, который играет роль «посредника» между разными рассказчиками — Максимом Максимычем и Печориным. Он, как и Лермонтов, отделяет себя и от Максима Максимыча, и от Печорина. Как Лермонтов, он тоже наблюдатель и не отказывается от осуждения или восхваления. В «Предисловии к «Журналу Печорина», которое написано странствующим офицером, он соглашается с Лермонтовым, автором предисловия ко всему роману: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги.— «Да это злая ирония!» — скажут они.— Не знаю». Для Лермонтова и для странствующего офицера Печорин — герой нашего времени, но оба далеко не всегда держатся его взглядов. В заглавии романа слились утверждение и ирония, преклонение перед личностью Печорина и горькое сожаление, даже грустная насмешка над тем, что, будучи действительно героической личностью по своему масштабу, по своим богатейшим возможностям, он оказывается ниже своего предназначения.

Внутреннее нравственно-эстетическое задание Лермонтова, владевшее его пером, состояло в том, чтобы подвергнуть критике трагическое противоречие собственного сознания, громко сказать, что он, Лермонтов, не тождествен, не равен Печорину, что убийственный индивидуализм Печорина не имеет жизненной перспективы. Лермонтов, создавая Печорина, преодолевал себя, изживал в себе печоринское начало и отказывался, отстранялся от него в самом себе.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.