Урок № 48
Тема: Синонимы. (§24) С.82-85
Цель: Закрепить понятие «тематическая группа слов», дать понятие синонимов и
синонимического ряда, учить работать со словарями, научить различать
синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой
неоднородностью; подбирать синонимы к данному слову, использовать
синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; воспитывать
любовь к слову, интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
- Ребята, продолжите предложения:
- Раздел лингвистики, изучающей лексику …(лексикология).
- Все слова языка… (лексика).
- Слова, имеющие одно лексическое значение …(однозначные).
- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
- Что такое тематическая группа слов? Приведите примеры.
3. Проверка дом. задания
4. Словарный диктант.
5. Повторение темы «Тематическая группа слов »
- Какой сок делают из этих фруктов?
Морфемный разбор слов «ананасовый» и «лимонный»
5. Орфографическая работа: лимонный – ли- мон- ный
6. Физминутка. Выполняем дыхательные упражнения
7. Мотивация.Определение темы и целей урока
- Кто из вас родился в Крыму? Как называется место , где вы родились и выросли?
Родина- Отечество –Отчизна ( Определите часть речи. Лексическое значение? Слова звучат и пишутся по-разному)
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны определить, что такое синонимы ,синонимический ряд и какова роль синонимов в речи
Учащиеся формулируют тему и записывают.
Открытие нового знания.
1). Объяснение нового материала.
Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания.
- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.
2). Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, какое определение синонимов дается в учебнике (параграф 24, с. 82).
Чтение теоретического материала в учебнике.
3).Первичная проверка понимания.
Игра. Ученики называет синоним к слову, которое произносит учитель.
Приятель-друг , противник-враг, шагать-идти, солдат-воин, боец, родник-ключ,
доктор-врач, метель-вьюга, пурга, ураган, холод-мороз, стужа, мокрый- сырой, влажный , вкусный- аппетитный, лакомый.
4).Первичное закрепление знания Выполняют упр. 178 Говорить- разглагольствовать-изъясняться- продолжите синонимический ряд (устно) Записывают: Идти-ступать– шествовать-
5) Взаимопроверка. Составление предложений с одной из групп синонимов.
6).Знакомство со словарем синонимов и со словарной статьей в этом словаре
6).Контроль усвоения материала. Мини-тест
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
Подведение итогов: выставление отметок, комментирование работы учащихся на уроке.
7). Самооценка работы на уроке.
Рефлексия Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
8) Подведение итогов.Синонимы – это … (примеры ..)Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи… Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок
9).Рефлексия. Было ли вам интересно? Что было трудно? Сумели ли вы показать свои знания?
10) Объяснение домашнего задания
§24,прочитать теоретический материал на с.82-84, упр. 186 (1гр) ,179 (2гр); творческое задание: составить свой словарик синонимов ( по желанию)