СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 48 Тема: Синонимы. (§24) С.82-85 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 48 Тема: Синонимы. (§24) С.82-85 5 класс»

Урок № 48

Тема: Синонимы. (§24) С.82-85

Цель: Закрепить понятие «тематическая группа слов», дать понятие синонимов и

синонимического ряда, учить работать со словарями, научить различать

синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой

неоднородностью; подбирать синонимы к данному слову, использовать

синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; воспитывать

любовь к слову, интерес к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

  2. Актуализация знаний

- Ребята, продолжите предложения:

- Раздел лингвистики, изучающей лексику …(лексикология).

- Все слова языка… (лексика).

- Слова, имеющие одно лексическое значение …(однозначные).

- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

- Что такое тематическая группа слов? Приведите примеры.

3. Проверка дом. задания

4. Словарный диктант.

5. Повторение темы «Тематическая группа слов »

- Какой сок делают из этих фруктов?

Морфемный разбор слов «ананасовый» и «лимонный»

5. Орфографическая работа: лимонный – ли- мон- ный

6. Физминутка. Выполняем дыхательные упражнения


7. Мотивация.Определение темы и целей урока

- Кто из вас родился в Крыму? Как называется место , где вы родились и выросли?

Родина- Отечество –Отчизна ( Определите часть речи. Лексическое значение? Слова звучат и пишутся по-разному)

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны определить, что такое синонимы ,синонимический ряд и какова роль синонимов в речи

Учащиеся формулируют тему и записывают.

Открытие нового знания.

1). Объяснение нового материала.

Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

2). Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, какое определение синонимов дается в учебнике (параграф 24, с. 82).

Чтение теоретического материала в учебнике.

3).Первичная проверка понимания.

Игра. Ученики называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг , противник-враг, шагать-идти, солдат-воин, боец, родник-ключ,

доктор-врач, метель-вьюга, пурга, ураган, холод-мороз, стужа, мокрый- сырой, влажный , вкусный- аппетитный, лакомый.

4).Первичное закрепление знания Выполняют упр. 178 Говорить- разглагольствовать-изъясняться- продолжите синонимический ряд (устно) Записывают: Идти-ступать– шествовать-

5) Взаимопроверка. Составление предложений с одной из групп синонимов.

6).Знакомство со словарем синонимов и со словарной статьей в этом словаре


6).Контроль усвоения материала. Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность – молодеть

Подведение итогов: выставление отметок, комментирование работы учащихся на уроке.

7). Самооценка работы на уроке.

Рефлексия Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

8) Подведение итогов.Синонимы – это … (примеры ..)Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи… Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

9).Рефлексия. Было ли вам интересно? Что было трудно? Сумели ли вы показать свои знания?

10) Объяснение домашнего задания

§24,прочитать теоретический материал на с.82-84, упр. 186 (1гр) ,179 (2гр); творческое задание: составить свой словарик синонимов ( по желанию)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!